День третий.
Культурное утро началось позже чем обычно и чем бы хотелось в силу многих объективных причин
. Встретились с девочками и Джулей на Пролетарской и поехали отвозить вещи в камеру хранения.
А дальше поехали мы в Новодевичий монастырь. Надеюсь, что Джуля выложит фотки, потому что ЭТО надо видеть
. В монастыре сейчас проходят три выставки. Первой мы посетили выставку посвященную митрополиту Филарету. Как вы думаете, на какие экспонаты мы наткнулись в первую очередь? Меня же нельзя в музеи пускать – обязательно на Сашу наткнусь!
Правда, в этот раз носом меня в Сашу ткнула Джуля, вернее в его портрет 1800 года. Кроме портрета обнаружилась Сашина походная церковь, грамоты, книги, литографии, указы. Кстати, и указ о передаче права престолонаследия от Костика – Николаю, с личными Сашиными пометками.
Кроме этого были ордена 1812 года. Вещи, принадлежавшие Аракчееву. Среди них были опознаны принадлежности для карточных игр, (с помощью которых, Монго подставил Петю
) Разумеется, это имеет какое-то отношение к митрополиту Филарету… но мы это отношение не особо отследили, если честно.
Джуля с маниакально блестевшими глазами щелкала картины и гравюры с изображением Москвы и Питера 19 века. А в это время, мы с Аличе пытались купить брошюрку о выставке, потому что запомнить на вскидку все экспонаты, относящиеся к Саше и вообще нашему времени возможным не представлялось. Брошюрку нам так и не продали. Показали книгу, но в ней было совсем не то. Зато Джулю с ее фотоаппаратом приняли не то за корреспондента газеты, не то… короче говоря, ей выдали на выходе пресрелиз, еще какие-то бумажки и долго подробно объясняли где и что можно в монастыре посмотреть еще. Дискриминация, однако.
Храмы были закрыты вчера почему-то, церковную лавку мы посещать не стали, зато бегали по пояс в каше из снега, воды и грязи и пытались понять логику расположения надгробий в этом монастыре. Логика поймана не была. Они разбросаны совершенно хаотично, и бестолково по одному, по два везде, часть из них создает эклектичный пейзаж с гаражами и какими-то зелеными сараюшками.
Склеп Волконских все же был найден, опознан (с трудом, поскольку никаких надписей не нашли) и запечатлен; так же как и могилы Муравьевых-Апостолов (они похоронены в противоположных концах монастыря), очередного Шаховского (на наш крик: «Вася» обернулись какие-то благообразные дамы и укоризненно посмотрели на нас. Но мы не виноваты!
Кричали тихо и то только потому, что измокли в процессе поисков, надо же было радость высказать. Кстати как раз в это время к нам присоединилась Наташа) и Дениса Давыдова (с ним в одной оградке похоронен тоже Давыдов, умерший в 1910 году. А некий Ахилл Денисович Давыдов и еще один Денисович похоронены совсем отдельно).
Для справки – Иха оббежала храм несколько раз, пока мы рассматривали одно надгробие.
В перерывах между поисками надгробий нами были осмотрены еще две выставки. В общем-то они не особо друг от друга отличались: и там и там предметы старинной церковной утвари, роспись 12-17 веков, фрагменты царских врат, облачение церковно служителей, иконы и иконостасы и т.д.. Правда на первой было больше экспонатов повергших нас в изумление в основном это были фрагменты фресок. На одной из них Святитель Николай сделал что-то очень нехорошее с еретиком отчего у того хлестала кровь из неудобопроизносимых мест. Естественно, в священной истории все это рассказывается не совсем так и с другими акцентами, на изображение на фреске могло иметь только одно истолкование.
Дальше мы обнаружили на фреске изображающей Троицу создание с вывернутыми ногами – одна из ступней, (причем она нарисованы была на самом что ни на есть переднем плане и просто бросалась в глаза) явно была деформирована (раздавлена меДведом в лепешку), при этом на ней было шесть пальцев. Интересно что остальные пять ног на этой фреске выглядели вполне пристойно.
Про инопланетянина в горошек ставящего печати на лоб людям, Джуля вообще до сих пор боится вспоминать. А меня лично поразил другой перл фантазии художника – бес побивающий праведников бейсбольной битой – хороший пример черного пиара)))).
Что делали в православном храме 16 века изображения Салона, Плутарха и еже с ними мы не поняли. Возможно из-за пробелов в образовании. Но изображены они были очень красиво. Нам понравилось. Зато Джуля бурчала на канон, по которому писались иконы и расписывались храмы. Лица ее не впечатлили. В одной из чаш для водосвятия можно было поместить нас всех вместе взятых и еще бы место осталось.
Ну, конечно, интересно было взглянуть на домашний иконостас царя Алексея Михайловича. Царевны Софьи и так далее. Иконы впечатляют богатством убранства. Я даже начала верить в то, что бывают жемчужины размером с яйцо.
Как существа женского пола, мы не могли пройти мимо разнообразных ларцов, ларчиков и т.д. Обтянутые бархатом и расшитые жемчугом, резанные из кости и дерева, расписанные красками и золотом… м-м-м…
Обнаружили старинное собрание нот для псалмов – на наши мало похожи. В следующем зале нашелся святой Стефан – очень красивый мужчина, а вот святой Филипп на мужчину вообще не похож оказался.
Что очень приятно было – многие экспонаты, кроме самых мелких были без стекла и к ним даже можно было аккуратно прикоснуться – никто не ходил над душой и не ругался.
Уф…. Первая часть окончена)))
Продолжение банкета))))
После Новодевичьего монастыря было решено сравнить интерьеры, блюда и цены питерского «У тещи на блинах» и московского «Му-му» К общему мнению те кто были и там и там так и не пришли. В «Му-му» к нам присоединилась Мышка. Как обычно долго ржали по поводу и без. В очередной раз удивились странностям обслуживания, но это достойно отдельной саги просто. Приколы в местах общепита множатся с каждым днем.
После обеда пошли гулять по центру, питерские гости купили московские конфеты в «Елисеевском». Вспомнили, что хотели это сделать, но искать какой-то другой магазин было уже совершенно не ко времени. Конфет много и разных, но по пол кило, но разных, но по пол… а хотелось разных но по двести… граммов в смысле. Иха с Аличе выбирали, а остальные рассматривали мышек, троллей и жабок – новогодние игрушки.
Потом уже без Наташи уже посетили «Пафосную кондитерскую», выйдя из нее обнаружили в следующей витрине бутылки шампанского которые как раз подошли бы нашему форуму – трех и пятилитровые. Трехлитровые назывались 1812 год – наше название, наш размер!
История со спасением Степы продолжилась и вчера. В этот раз «разваливанию» мог быть подвергнут театр Моссовета и соседствующие с ним здания… Засняты были афиши (естественно с комментариями и хихиканьем) афиши, репертуар, двери и… это еще не все! Но остальное в новой темке!))))
Прощание вышло грустное и смешное одновременно. У Аличе не задался роман с московским метро – все время не срабатывала карточка, но мы с этим как-то справились. Все и не вспомнишь, но мы то плакали, то дико ржали. Люди на перроне сильно удивлялись столь бурному проявлению чувств. Потом уже стали удивляться и люди в вагоне, когда Иха и Аличе туда вошли. Нас даже с Мышей и Жабой фотографировали через стекло. Мы сердито требовали «Марш Славянки» и никак иначе! И КОГДА ПОЕЗД ТРОНУЛСЯ – ПРОЩАЛЬНАЯ ПЕСНЯ ГРЯНУЛА!
О нашем времяпрепровождении уже конечно написали, но для объективности я тоже по всем дням пробегусь.
День первый.
Приехали мы ни свет, ни заря, встать пришлось в 4.00
сдали вещи (блин! в Москве нет автоматических камер ранения, мы бы в одну ячейку уместились) :? и поехали будить Лотту. У нее очень милая квартирка недалеко от метро (ага, еще бы ей принадлежала - цены бы квартире не было)
Приехали со своими пирогами (с брусникой и с яблоками) в виде презента , попили чай, побеседовали, обменялись подарками, Лотта рассказала о трудностях и радостях совей работы, отдохнули, еще поели и поехали на встречу к памятнику Жукову на дромадере.
в Историческом музее видели много интересного, как-то : небольшие очень выразительные скульптурки животных, сделанные чуть ли не первобытными людьми, много красивых ларчиков, шкатулок и прочих женских мелочек периода средних веков.
Кстати, кто помнит в фильме 1612 большое оперение на костюму у всадников - так вот в музее такое же присутствует, в соответствующем периоде, только перья были потемнее, так что это не выдумка костюмеров.
Полюбовались на кареты, предметы быта, одежду, посуду, нашли некоторое количество масонских знаков. особое внимание уделили конечно нашему периоду. если честно, там еще много чего интересного осталось неосмотренным, по сути можно идти конкретно, и внимательнее осматривать определенные залы, мы-то пробежались по всем, да еще довольно быстро, по мне так в музеи не ходят.
Особо заинтересовала одежда, много было мундиров. И все какие-то мелкие, все конечно знают, что акселерация - примета последнего времени, но мундиры размером на современного пятиклассника все-таки впечатляют. покатые плечики тоненькие ручки и ножки.... я еще подумала - а лошади тогда тоже мельче были, что ли?
От музея, обогатившись Шиповничком, мы плавно перетекли на Красную площадь. по центру ее как раз сооружали елку, и наверное каток.
Дошли до свежепокрашенного Василия Блаженного.
Минин и Пожарский наполовину скрыты пленкой. то ли реставрируют, то ли Минина "вырезают"
Оказалось что многие, в том числе москвичи не были внутри собора. конечно этот пробел тут же решили исправить.
Мне очень понравилось там внутри. необычно, красиво, интересно и загадочно. Дело в том что храм в плане довольно сложен. основание 4 гранное, потом переходи в 8 гранник, по центру - высокая колокольня, много небольших округлых помещений, много переходов и лестниц, маленьких окошек, теряется ориентир - где же сейчас находишься, не мешало бы иметь план на руках и следить за маршрутом.
часть храма тщательно отремонтирована, сводчатый потолок и стены покрыты сплошным рисунком, ярким, с растительными орнаментами, золотистым, очень нарядным. есть иконостасы, весьма богатые. Часть помещений сохранила , я так поняла фрески в старом, неотреставрированном виде. т.е бледные, ели просматривающиеся фрагменты. Часть стен открыта до кирпича, я нашла что он - светлее современного, такого персикового цвета.
Во многих округлых комнатах - заглядываешь , а там - раз! иконостас, закрытый стеклом, так что не зайти, а только посмотреть можно. У них там что, иконостасы на каждом углу и за каждым поворотом?
В центр собора ведет очень крутая витая лестница. Ступеньки - по колено, пока выкарабкаешься, и без перил.
но там вверху есть скамеечки, можно осматривать сидя.
Спуск - тоже по крутой лестнице, но уже ровной.
В общем такой красивый и загадочный в русском стиле лабиринт. кто еще не был - сходите.
Далее вполне логично нам захотелось посидеть.
и мы отправилось в "Спецбуфет №7"
нам нас встретили странными вопросами - почему нас так много, не станем ли мы мешать посетителям? стращали сообщением что с таких больших компаний берут на 10% больше......
но мы зашли лавиной во главе с Джулией, заняли один большой стол, оказалось что в ихнем буфете чайников нашлось всего 6, и нам пришлось терпеть неудобства и выбирать колу или сок ( за что, спрашивается, доплата? :? ) но в общем все было хорошо, вкусно и уютно.
Был интересным монет - я заказала салат с названием Форум" и когда этот, похожий на Бильжо дядька, подошел с подносом и довольно громко провозгласил: "Форум"! все вскинули головы, а уж в следующую секунду я сообразила что к чему и забрала свой плошку с едой. Потом мы долго вспоминали это забавный момент.
Потом еще немного прогулялись и расстались.
А еще в этот день я успела посмотреть шоу "Ледниковый период"
Первый день - все.
Второй день.
Нас потянуло на природу. Поехали в бывшее подмосковное село Коломенское, где когда-то была резиденция царя Алексея Михайловича - комплекс теремов и церквей, который даже называли "восьмым чудом света". От всего этого (видела на картинке) осталась только красивая церковь с белыми стенами, высоким крыльцом и синими куполами.
Очевидно что местность живописная - холмы, пригорки, река Москва петляет, высокий берег, дубы старые, яблони . обязательно нужно приехать туда летом, у еще лучше - весной, когда деревья цветут.
На табличках указано что где раньше было - поварня, хлебный двор, медовый двор, помещения охраны. сами помещения сохранились, но зайти туда кажется нельзя. Была еще рубленая изба, колодец рядом, ульи во дворе. там наверное и мед продают. но в тот момент было закрыто.
Рубленый дом Петра Первого, в котором он жил на Северное Двине, на верфи, когда там корабли строили. Бабушки в поневах смотрели на нас с интересом, спрашивали откуда мы такие
предлагали почитать информацию на стенке в рамочке и любезно просвещали о росте Петра.
Экспозиция интересна, несколько комнат - кабинет (самая большая) , опочивальня (с небольшой кроватью по пологом) рядом денщицкая без кровати вообще, зато с красивым резным шкафом. Столовая и весьма солидная кладовая.
Потолки высокие, но притолоки очень низкие. Интерьер и убранство скромное, царь жил - не чета новым русским. все по-деловому, ничего лишнего.
Рядом - незаконченная реконструкция ворот, которые раньше вели в сад. и были построены из кирпичей разобранных более ранних построек. (в смысле - раньше были построены) не сохранились, сейчас сооружают их копию.
Дальше, по направлению в Москва-реке были красивые бело-красные огромные ворота с надвратной церковью. за ними - потрясающая необычная церковь Вознесения. та, которая к рождению Ивана 4.
Смотровая площадка, скамеечки и пушки.
Павильон 1825 года, бело-желтый с высоким крыльцом и ступенями, кажется и с колоннами, точно не помню. то немногое что сохранилось от более поздних времен, от Александра 1.
раньше он был чайным или охотничьим домиком, сейчас выставочный зал. Не заходили.
Его особенность - у входа две львицы, весьма серьезного вида. Но мы с ними пофотографировались совсем запанибрата, их серьезность разбавили. Вот увидите.
Метнулись к трем строениям деревянного зодчества, потом решили подкрепиться.
Ну чего было бы ожидать! неплохой интерьер, солидный деревянный стол и лавки. не очень высокие цены, пластиковая посуда и еда на троечку.
Все дружно соблазнились глинтвейном.
он согрел реально, да. И еще развеселил нешуточно, так что затраченных на него 70 рублей не жалко.
После него все необычайно развеселились, хотелось смеяться по самому ничтожному поводу и делать милые глупости.
По пути действительно повстречался сарай, старый и подлинный, из огроменных бревен. уцелевший после пожара Москвы. мелькнула лихая мысль, что именно там скрывают Степана, и не мешало бы раскатать сараюшку и вызволить героя. Но сарай уцелел.
Потом почему-то всем понадобилась каменная баба. Она пряталась, но ее разыскали, прочитали на табличке, что вообще-то она - папа. И радостно кинулись папу обнимать. Он (или она ) не пострадали.
Потом в кофейне еще залили вкус подозрительного глинтвейна кофеем.
День третий, он же последний пришелся на понедельник. А это означает что работали далеко не все музеи. Из работающий мы выбрали Новодевичий монастырь.
Он совсем небольшой по площади, действующий. Можно посетить три выставки - про патриарха Филарета, "врата и чаши" и фрески и иконостасы. О выставках в общем уже написали. все вполне интересно и красиво, но наверное не совсем по нашему настроению (хотя нашлось много чего по "нашему" времени, совсем неожиданно, но тем более приятно)
Трапезной в монастырских стенах не нашли, отправились в кафе "Му-му", в нем еще на кассе всем посетителям дают конфеты соответствующего названия, забавно. Прикол общепита заключался в том что какой-то хмырь в пиджаке, галстуке и бейджике попытался заставить нас убрать со стола скромную шоколадку. И это после того, как мы заказали первое, второе, третье и компот!
юморист, блин! конечно мы ему ответили решительным отказом.
Прощались мы по-моему с самого утра, точнее понимали что это последний день, и становилось грустно.
На перроне до самого отправления разговаривали, потом устроили кутерьму с обниманием. Нас с Аличе радостно потискали, мы в ответ оптимистично повизжали.
В вагоне, да и на перроне уже перед самым отправлением мы продолжали оживленно жестикулировать. окружающие действительно оглядывались, но потом мы вели себя тихо-мирно, читали книжки подаренные, а когда выключили свет тихонько разговаривали, потом дозрели и до совершенно ночного чая. В романтичной темноте.
Нельзя не сказать большое спасибо всем москвичам, кто скрашивал наше пребывание в столице, давал приют, работал экскурсоводом, составлял компанию, давала советы и просто общался.
Все были мысленно с нами, за отсутствующих мы выпили не раз.
Предупреждаю: этот приезд не последний!