Суббота 4 октября.
Сегодня нам везло, погода почти солнечная, в сочетании с желто-красно-зелеными листьями и еще цветущими цветами это красиво
очень-очень жаль что времени как всегда мало, а хочется как всегда.... везде и всего. ну например Павловск был бы более чем уместен.
но мы и так постарались метнуться везде и отшагали трудно сказать сколько километров
В Русском выставка "Власть воды"
вот тут немного видно
http://www.chance.ru/news/index.html/0qsy0ycb58часть выставки так сказать классическая - там конечно непревзойденный Айвазовский прозрачными пенистыми волнами и весьма впечатливший нас "Садко" Репина - чистая сказка, таинственная, со светом, мраком, жемчужинами, блестками, морскими гадами и морскими же царевнами.
музыкальное сопровождение - это был или шум воды или медитативная музыка
во второй части были инсталляции, перфоманс и современная живопись. больше это похоже не на искусство а на хобби. есть и фантазия, и занятность и мысль иногда, но нет глубины величия.
мне там больше всего глянулись работы художника-анималиста Петрова из оскароносного м\ф "Старик и море". он пишет прямо пальцами маслом на оргстекле - ярко красиво и прямо с отпечатками пальцев.
ну и остальная часть Русского музея - все на месте, но часть (примерно 1\4) закрыта из-за ремонта, сильно расстраиваться не стали, хотя "Переход суворова через Альпы" и не увидели
Потом мы задумали отдохнуть и выбрали для этой цели Марракеш (который как оказалось открывается только в 14.00 и пришлось немного подождать)
отдохнули. сняли обувь, посидели среди подушек, попили и поели, так бы и не уходили, но нас ждала Петропавловка.
с музеем истории города. повторюсь - очень удобный, информационный, заботливо устроенный музей
пересекли Троицкий мост и направились в Летний сад. там всегда красиво, а уж среди желтых кленовых листьев и под музыкальное сопровождение и в подходящей компании - тем более
дальше был марш-бросок в Гостинку за иглами для валяния. были найдены и иглы и шерсть.
а также с интересом осмотрен отдел с игрушками ручной работы, сделанными с отменным вкусом и фантазией.
в этом отделе еще продавались формовочная масса для кукольных ручек и головок, волосы для них же, глазки разнокалиберные и ресницы, кукольные вещички и антураж. красивые книги по изготовлению красивого рукоделия.
напоследок еще метнулись в Дом книги где Шиповничек приобрела для детей книжку с наклейками. остальная часть делегации ожидала ее борясь с дремотой на услужливо расставленных в магазине венских стульях.
Завтра запланирована не менее обширная программа.
Забыла написать что вчера нам в Русском очень приглянулись - кроме картин - мелкие предметы бытового свойства.
ткани, вышивки и кружева, а также деревянные и глиняные игрущки, изделия из бересты и резьба по кости.
но просто поразили чернолаковые миниатюры по деребу и папье-маше. это ж какой зрение и какую руку нужно иметь чтобы на коробочках или брошках в пол-спичечного коробка (были конечно и крупнее
) изображать не просто узор а целые картины.
обширна тематика - встреча Пушкина и Гоголя, Николай 2 на охоте, целая толпа Снегурочек, Бородинская битва, сражения красных (в зеленом ) и белых (в синем) и даже "Прокати нас Петруша на тракторе".
Шиповничек просто сразил ларец "Сказки Гауфмана" теперь она такой хочет. прикидывали украсть его проще или сложнее чем бюст из Михайловского? так и не решили. но шкатулка хоть полегче весом будет, унести проще и припрятать тоже. а бюстик можно преподнести в подарок Арсентьеву. пусть потом объясняется как предмет искусства к нему попал.
Сегодня нам опять везло
погода была целый день солнечной и теплой, листья красиво желтыми и даже народу в музеях не слишком много.
В Главном штабе (на выставке посвященной 200 годовщине образования МИДа) огромное количество вещей нашего времени и принадлежавших Александру 1 лично
бам были картины и портреты, мундиры и штандарты, холодное и огнестрельное оружие, посуда и подарки. мебель, интерьеры и домовая церковь. увы, походный алтарь А1 уехал на какую-то зарубежную выставку. но и без того было много интересного (Шиповничек засняла много, включая таблички)
после обеда отправились в Эрмитаж с непременным осмотром Павлина, лоджий Рафаэля, рыцарского оружия, картин и скульптур, и прочих красот.
метнулись на Мойку, 12 где кроме квартиры есть интересная экспозиция с личными вещами и прочим но она увы на ремонте с июня "до окончания работ" :?
зато видели объявление о наборе на курсы экскурсоводов, я даже записала номер телефона. и мы даже позволили себе немного помечтать... отрезвило подозрение о том что зар плата там вряд ли пригодна для жизни
погуляли по городу, посетили Никольский морской собор, покатались на метро и часа полтора давили диваны в Сладкоежке.
расстались на перроне московского вокзала под звездами.
Очередной отчет про Питер
Праздновать нашу годовщину мы с Юлькой начали еще в поезде, несмотря на то, что Юлька забыла дома коньяк
Отпраздновали чаем, настоящим поездным, с подстаканниками. Несмотря на дешевизну билетов и неудобство прихода в Питер (в 5.30), поезд оказался очень приличным. Назывался "Северная Пальмира". Постельное белье было раскрашено этими словами и фигурками львов, поставивших переднюю лапу на ядро.
В поезде было жарко, к тому же на соседней полке храпел мужик. Поэтому спали мы плохо и мало. В половине пятого нас разбудила отвратительно бодрая проводница (такое ощущение, что она всю ночь готовилась к этому радостному моменту, репетировала типа). К этому времени мы с Юлькой были похожи на Костика (помните, когда он после ночи убийства Павла выходит в халате и с волосами дыбом). Даже метро еще было закрыто! Примерно без пяти шесть раздался звонок от Ихи, которая приветствовала нас еще более отвратительно бодрым голосом, а на вопрос, уже или еще она не спит, ответила, что это неважно. Более того - встречающая нас у себя дома Аличе тоже выглядела зело бодро и даже пожарила какие-то там котлетки, чтобы кормить нас! Мы скоренько посмотрели, как вы праздновали без нас, позавтракали, честно борясь с всепоглощающим желанием прилечь хотя бы на полчасика, и выехали в город.
Конечно, опоздали - Иха уже подпрыгивала на условленном мостике. После приветственных тисканий отправились в Русский музей. Он был еще закрыт. Нам сказали: вы это куда претесь, закрыто еще. Наверное, подумали, что мы ненормальные
Мы немного прогулялись у Михайловского сада (который тоже был еще закрыт). Погода обнадеживала - было прохладно, но ясно и свежо.
Вернувшись к Русскому музею (точнее - к корпусу Бенуа (на этом настояла Иха), мы сначала пошли на выставку "Власть воды". Там выставлены картины и скульптуры из запасников Русского музея, сюжет и оформление которых имеет отношение к воде, то есть на них изображены моря, реки и даже лужи. Старинные картины вроде Репина и Айвазовского были очень милы. Больше всего нас впечатлила "Женщина, расчесывающая волосы" неизвестного художника 18 века. Это фигура обнаженной женщины (со спины), очень и очень выразительная фигура, лицом повернувшаяся к зрителю и перекинувшая вперед роскошные длинные волосы; она нарисована на холсте, приклеенном на дерево, и вырезана по контуру. Силен был неизвестный художник 18 века!
Современные инсталяции на тему воды нас не впечатлили. А кое-что и вовсе вызвало негодование и сомнение в наличии у нас всех художественного вкуса. Мы с Ихой нашли экран, где демонстрировали докфильм про наводнение 1924 года. Он находился в потайной темной комнатке, пока мы там сидели, Лотта и Аличе нас потеряли, а Иха, подозреваю, минут 5 поспала.
После выставки мы проследовали на основную экспозицию. Начали с 20 века (это все в корпусе Бенуа). Получили удовольствие почти от всего, если не считать Малевича и иже с ним.
Потом увлеклись обнаруженной экспозицией "Русское народное творчество 18-19 века" (точно не помню, как называлась). Там представлены костюмы, ткани, вышивки, кружева, посуда, игрушки, фрагменты оформления дома (наличники и пр.), а также такие известные всем изделия народного промысла, как Жостовские подносы, Палехские шкатулки, Хохломская роспись и т.п. Меня больше всего поразили огромные кружевные полотна... наверное, на их изготовление полжизни уходило. Причем это были не какие-то абстрактные узоры, а сюжеты, да еще и с надписями! Также очень красивые и самобытные вышивки. А уж над палехскими шкатулками мы просто стонали от восторга и осознания их абсолютной недоступности. Ибо в основном это были шкатулки, сделанные в 19 веке и начале 20. Темы росписей были весьма разнообразны. "Сказки Пушкина", библейские сюжеты, "Гоголь в гостях у Пушкина", "Бородинское сражение", "Николай 1 на охоте", "Прокати нас, Петруша, на тракторе", и еще много-много разных, порой удивительных. Мне очень приглянулись "Сказки Гауфа", там и форма была интересная, и роспись просто сказочная. (Видать на Иху тоже впечатление произвело, аж в своем отчете скрестила Гауфа с Гофманом
).
Мы так увлеклись всем этим великолепием, что к живописи 19 века приползли еле живые. Долго сидели возле Петра 1, допрашивающего царевича Алексея, пытаясь собраться с силами
Побрели к Брюллову. У портрета вел. кн. Елены Павловны с дочерью получили нагоняй от тетки, ведущей, как мы поняли, какие-то занятия по облагораживанию внутреннего мира беременных женщин (рядом с ней топталось несколько) - типа мы очень громко говорим. Не очень внимательно (каемся) осмотрели основную часть выставленных картин, злобно обрадовались нескольким закрытым залам и направились на выход.
После музея мы радостно поскакали к "Марракешу", но оказалось, что он еще закрыт. Пришлось минут 20 дремать в скверике (там где бюсты архитекторов стоят). После открытия нам разрешили сесть за зарезервированный столик, с условием, что мы управимся за час, мы подкрепились пирожными, бутербродами и экзотическим чаем в столь любимых нами шипастых чайничках (лично я пила кофе под названием "Борджиа" - очень вкусно, несмотря на подозрительное название: кофе, шоколад, цедра апельсина и взбитые сливки сверху).
Малодушно проехав на метро одну остановку (спасибо Ихе, которая, как могла, подавляла мое идиотское желание ходить повсюду пешком (подумаешь, от Михайловского замка до Петропавловки пройтись!
), иначе бы наши ноги уже не существовали в виде функционирующих конечностей), мы дошли до Петропавловки, которая порадовала свежеотреставрированными воротами, Петровскими и Невскими (в мае еще все было в лесах). Не теряя даром времени, прошли в Комендантский дом, в музей истории Петербурга. Там в очередной раз осмотрели макет доходного дома и прочие аптечки и унитазы. Скажу честно - больше всего в тот момент мне хотелось размазаться по к-н диванчику, поэтому я передвигалась перебежками от стула до стула в каждом зале. После осмотра, посетовав у сувенирного ларька на недостаточную освещенность темы Саши в производстве сувениров, мы через Невские ворота вышли на пляж и по нему прошли к выходу, а там до Троицкого моста. По дороге видели надписи, о которых уже упоминалось (кстати, самая первая, что нам попалась на глаза, была "Белка и Аня были здесь" - мы решили, что это Иха с племянницей, гуляя, отметились
).
На голом энтузиазме доперлись до Летнего сада, и еще довольно долго в нем гуляли. Народу было много, все собирали листья и плели венки. Я предложила девчонкам живописно раскинуться на к-н усыпанной листьями полянке, дабы поиметь интересный фотокадр... но он сказали, что если прилягут, то уже не встанут. Так что ограничились мини-сессией на скамеечке и возле оной.
Потооооом... мы еще пошли в Гостиный двор (третий раз за день обойдя Михайловский замок), где Юлька купила себе иглы и шерсть для валяния, а потом еще в книжный (пишу сейчас и удивляюсь, как мы выдержали такой марафон
)
Было уже часов восемь вечера, когда мы наконец сели в метро и разъехались по домам. Так прошел первый день.
Второй день начался с того, что я проспала. Не очень позорно, минут на сорок. Но, позвонив Аличе с Лоттой, я поняла, что они тоже проспали
, поэтому наша встреча часов в 10 возле Эрмитажа перенеслась на неопределенное время (что расстроило все планы Ихе, которая наверняка с 8 часов уже сидела в прихожей на сумочке). Нам очень стыдно.
Без Ихи мы поехали в Лавру, предварительно закупившись белыми розами для Охотникова и розовыми для Степы. От экскурсовода отказались, машинально пробормотав что-то вроде "да мы к своим забежали". Расчистили надгробие Охотникова от листьев и мусора, положили цветы, сказали краткую речь и передали привет от форума. Потом сфоткали эту трогательную картину, потом стали сочинять отмазку для бабушек (за то чтоб фоткать платить надо, как везде) - типа мы дальние потомки Охотникова, пришли почтить память. Так как из нас троих Лотта имеет наименее ясное представление о своих предках, то исполняющей обязанности потомка назначили ее (на ближайший год)
На соседнем некрополе отыскали предположительно Степину могилку (черная плита в корнях дерева). Повторили вышеописанную процедуру. Цветочки смотрелись очень хорошо.
Специально отыскали надгробие Комиссаржевской, чтобы оценить выбранный Ольгой Зайкиной фасон платья. Нам не понравилось - слишком просто, на ночнушку смахивает. Так что вам, Ольга, рекомендуем присмотреться к другим памятникам, позаковыристее
Бегом помчались на троллейбус, держа на вытянутых руках раскаленные от Ихиных звонков мобильники. В троллейбусе веселились, представив, что Иха, ожидающая нас у Александрийской колонны, сидит уже на вершине, обхватив лапками столб (допрыгалась типа). В общем, вместо запланированных 10 встретились в 12 (долго рыдали на могилках). Зашли в здание Генштаба, честно скажу, исполненные скепсиса, потому что не ожидали ничего приличного кроме Сашиного походного алтаря. Народу на выставке практически не было. Зато в каждом зале, заметив у меня фотоаппарат, бабульки с кавалерийским наскоком бросались выяснять наличие разрешения на съемку. Нигде еще до этого за нами так не бдили!
Ничто поначалу не предвещало сенсаций
Ну, портреты, ну, мундиры (реально крошечные, с узкой талией и умилительными хвостиками сзади). Но чем дальше, тем громче наши удивленные и восхищенные возгласы сливались в один восторженный визг. "Ух ты! Сашина шпага", "Ой, какой Саша лапочка на этой чашке", "А морда-то у Костяна - гляньте!", "А-а-а! Кошелечки!", "О-о! Мундир Никса с 14 декабря!" - представьте, что пришлось выслушать бабушкам!
В общем, как вы уже видели, это мы удачно зашли. Кое-какие интересные вещи фотографироваться не желали, витрины отсвечивали, а при приближении все расплывалось. Поэтому, к сожалению, не могу показать вам чудные золотые сережечки-висюльки, на одной миниатюрный портретик Саши, на другой Лиз. Над этими сережками мы рыдали, обнимая витрину. Рыдания сменились практическими размышлениями о том, как такие сережки сделать своими руками. Также фотография не передает всей прелести той тарелочки с кавалергардами, один из которых - ну вылитый Мишель (правда, без родинки)
Короче, по этому сборищу дивных вещичек мы бродили часа два. Алтарь, оказалось, вывезли за границу, в церкви остался походный иконостас, мы его обозрели (фотка не получилась), видели еще костюмы, в которых Саша получал французский орден Св. Духа (их тоже заснять возможности не было, темно, а они в витринах) - шикарные, все расшитое золотом, с какими-то перьями, каменьями, как у сказочного принца. Впечатлений получили массу! Те предметы, которые явно не принадлежали императорской фамилии, "разобрали" для героев
Чего добру-то пропадать.
Потом пошли к Пушкину на Мойку. Хотели попасть не в квартиру, а в музей "Жизнь и творчество Пушкина", он в том же доме, там тоже должны быть всякие вещи, костюмы и т.п. Но музей оказался на ремонте, зато висело объявление, что требуется экскурсовод. Вот бы я пошла! Конечно, вопрос, какая там зарплата
Наверняка не очень.. Но сам факт! С горя закупились в книжной лавочке, увидели там азбуку 1812 года - и сразу глаза загорелись алчным огнем
Спрашиваю бабульку-продавщицу: у вас этих азбук много? Она говорит: много. Потом вгляделась в выражение моего лица и смущенно так: ну не сотни, конечно
Ну в общем пять штук мы взяли.
В поисках "Сладкоежки" на Б. Морской не преуспели. Решили пообедать в "Теремке". Очень неплохо поели блинов. Потом расстались на время - девчонки пошли в Эрмитаж, а я поехала к брату. В шестом часу мне позвонила Иха и скорбно сказала: ну все, нас выгнали из Эрмитажа... Оказалось, что всего-навсего он в пять часов закрылся
Договорились встретиться у Никольского Морского собора, на семи мостах типа. Оттуда пошли по Садовой до метро, по дороге нашли книжный магазин "Книги по 20, 15 р и бесплатно" - конечно, не могли пройти мимо. Ну и само собой, что ничего путного там не было, ну разве только меня повеселила книжка "Достоевский для детей". И какая-то тетка спросила у кассирши, есть ли Александр второй, а кассирша ответила - нет, только первый. "Ну возьмите два первых" - гоготали мы, выйдя из магазина
Ну и тут, наконец уже, мы приземлились в "Сладкоежке", наелись, напились, посидели на диванчиках, до самого поезда. Поезд был просто ужос что такое, но тем не менее, мы нормально доехали. Ну а что там было дальше - уже другая история
Исправления и дополнения к отчету от участвовавших в прогулке приветствуются