"Мой бедный Марат", театр им. Моссовета
Хочу предварить очередной отчет очередной (надеюсь не последней
) благодарностью Критикессе, которая устроила для нас с Лоттой поход на этот спектакль. Это очень, очень ценно. Особенно в нынешнее тяжелое время. Спасибо!
Спектакль оставил двойственное впечатление.
Начну с плохого. Во-первых, мое финансовое положение (надо запретить такие слова к употреблению на форуме) дошло до того, что я не смогла позволить себе вчера купить букет, и в результате явилась без оного
Мне очень стыдно. Букет был у Юльки (тюльпаны попугайчики), но я дала честное слово, что когда у меня будет получше с деньгами, я приду еще раз с огромным букетом для Ильина. Тем более что возможность именно на этом спектакле дарить цветы и подарки, лобызать актеров и трогать лацканы их пиджаков
просто уникальная.
Теперь хорошее. Спектакль идет на сцене "Под крышей". Это комната размером примерно со спортивный зал, где по трем стенам стоят стулья в 5 рядов, а на четвертой стоят декорации (минимальные). Сцены как таковой нет. Учитывая то, что нас посадили (еще раз спасибо Критикессе) в первый ряд по стене напротив декораций, действие происходит буквально на расстоянии вытянутой руки. То есть актеры играют в метре от вас. Сие зело приятно и потом возникает чувство, что так и должно быть, а вот смотреть на актеров с расстояния 100 м откуда-нибудь с балкона есть не что иное, как извращение.
И очень хочется посмотреть в таком зале какой-нибудь спектакль с другими музами. И желательно со всеми сразу
Минус тут только в том что во время спектакля (а идет он 2-40 без антракта) ни водички не попить, ни почесаться, лично мне неловко было даже ногу на ногу положить, ибо прямо вот тут передо мной Ильин и ходил
Теперь опять о плохом. Спектакль, конечно, хороший. К пьесе и постановке претензий нет (по мне, так можно было сократить минут на 20, убрав пару картин, но это субъективно). Я видела, как некоторые зрители вытирали слезы (действительно накал там нешуточный). Но, дамы... мне даже неудобно об этом говорить, но спектакль надо либо снимать, либо заменить всех актеров. Они играют прекрасно, они играют в этом спектакле ВСЁ. Но их возраст (мы знаем сколько лет Ильину и Домогарову, актрисе примерно столько же), который сам по себе не трагедия, конечно, очень портит впечатление. В начале Марату и Леонидику по 18 лет, Лике 16. В конце им 35, а ей 33. Но актеры не тянут даже на 35-летних, и это ужасно. Я даже в начале не поняла, что речь идет о подростках. Это просто неоткуда было понять. Когда после войны Лика говорит, что поступила в медицинский, я стала недоумевать, куда это она учиться собралась... И только в конце, когда выяснилось, что в 1959 году им 35, я поняла. Почитала отзывы на спектакль, там пишут, что, дескать, они не стараются играть подростков, они вне времени, но, извините, эти Ликины ужимки и поведение Марата и Леонидика - они в начале типично подростковые, а потом это поведение юных, пусть даже и воевавших, и только в конце они играют взрослых, но даже для таких взрослых они не смотрятся адекватно. Я понимаю, что молодым актерам, возможно, не хватило бы профессионализма тянуть этот сюжет и характеры, эмоции не выглядели бы достоверно (что мы, к сожалению, и наблюдаем ныне во всяких сериалах и т.п.) В случае Ильина с Домогаровым в этом плане не подкопаешься, у них все отточено и доведено до совершенства (если не ошибаюсь, спектаклю 15 лет).
Теперь сюжет. Может быть, вы его знаете. В 1942 году в блокадном Ленинграде встречаются Марат и Лика, потерявшие всех родных. Сначала они просто пытаются выжить (вместе ведь легче), потом у них случается любовь (кстати, слов любви в тексте практически нет, наверное, один раз всего или два звучит само это слово), потом они подбирают и выхаживают умирающего Леонидика, и у него с Ликой тоже случается любовь. Марат и Леонидик очень разные. Один бесшабашный, неунывающий красавчик, фантазер, хвастунишка, задира, Лика восхищается им, просто ослеплена им. Другой - недотепа, застенчивый, восторженный, пишет стихи и витает в облаках. С ним Лика быстро находит общий язык, и еще ей его жалко. При этом Марат и Леонидик умудряются еще и между собой крепко подружиться. Они уходят воевать, вернувшись через 4 года - Марат героем Советского Союза, Леонидик без левой руки (замечательная сцена, когда Марат задирает Леонидика, и Ильин со словами "ты забыл, что я потерял левую руку, а не правую" с размаху дает ему в челюсть и Домогаров валится на пол! я чуть не зааплодировала, но, судя по шмыганию носов в зале, это было грустно). После всяческих разборок (причем Лика хочет жить с обоими - она любит обоих и не хочет никого обижать
), Марат делает красивый жест - уезжает, и Лика выходит за Леонидика, и 13 лет они живут вполне сносно, но тут снова неоднократно появляется Марат и смущает их семейный покой. Разборки начинаются по новой, и в итоге Лика остается с Маратом, которого она все эти годы не переставала любить, а измученный Леонидик уезжает в неизвестном направлении.
Ильин и Домогаров в этом спектакле являют собой чудесную сыгравшуюся пару. Домогарову к лицу такой характер, удается он ему здорово, очень органичен он в этой роли. Ильин прелестно изображает недотепу, как мы знаем, такая линия тоже у него выходит замечательно (например как в фильме "Какая чудная игра" или что-то вроде), все его мизансцены совершенны - ни убавить ни прибавить, плюс для меня его личное обаяние дополнительно озаряет все действие
Букетов было много. А также пакетов и поцелуев. У Ильина было шесть букетов с нашим, больших и красивых.
Такие впечатления. Юлька, может, что-то добавит, когда у нее появится связь
Кто иного мнения по спектаклю - возражайте.