Интервью в Рязани
к 8 марта(Тамара БУТИНА/«Аргументы и факты – Рязань»№10(800)/03.2014 ) Зачем брать зрителя «на слабо»? Известный театральный режиссёр Сергей ВИНОГРАДОВ продолжает удивлять и эпатировать рязанскую публику. Так, к Женскому дню он решил порадовать прекрасную половину человечества … душераздирающим триллером. По-крайней мере, именно так премьера заявлена в афише. Впрочем, сам режиссёр спешит успокоить зрителей: история о похитителе девушек поставлена по классическому роману Джона Фаулза «Коллекционер» и ещё раньше театралы Москвы, Томска, других городов приняли её вполне благосклонно… Тем не менее, в Рязани за Виноградовым уже прочно закрепилась слава не только экспериментатора, но и провокатора. О том, зачем нужно эпатировать зрителя и как рязанская публика воспринимает провокацию, Сергей Виноградов рассказал еженедельнику «АиФ-Рязань». Терпеливая публика - Сергей Александрович, так всё-таки, для чего в прекрасный весенний праздник пугать дам триллером? - На самом деле я лукавлю, называя это триллером. С одной стороны, мы с первой минуты заявляем, что действие основано на криминале: молодой человек похищает девушку. Чем не триллер? Но с другой - это спектакль о высоком чувстве. Оба персонажа - в заключении: девушка физически, а юноша в плену своих страстей. И ещё неизвестно, кому тяжелее в этой ситуации. Зритель же сам сделает выбор, кто из персонажей ему близок… - Зачем вы постоянно провоцируете публику? Помнится, постановка «Моя любимая обезьянка» с шутками про секс с животным, вызвала, мягко говоря, неоднозначные отзывы зрителей... - Если честно, то я ждал большего скандала, Даже скажу так: я хотел скандала. Я уверен, что такие спектакли необходимы, а возможно, нужны и ещё более смелые постановки. В Рязани - корректная публика. Терпеливая и трепетная. Она не хочет вступать в конфликт с актерами, с постановщиком... А этот конфликт временами необходим. Тогда театр будоражит зрителя, не даёт ему «закостенеть». К слову, чрезмерная корректность присуща и отечественным критикам. Вообще, у нас в стране театральная критика, на мой взгляд, находятся в зачаточном состоянии. А спектакль живёт, когда его не только хвалят, но и ругают и спорят до хрипоты… Я уверен, что как и сто лет назад, так и теперь эксперименты необходимы театру. Для меня форма подачи иногда даже главнее содержания. И актеру должно быть неспокойно на сцене, его чувства надо постоянно бередить. Именно поэтому я, зачастую, даже не сразу объясняю труппе, почему в этом спектакле я выбираю именно такой язык, такую форму. До сих пор помню слова моего первого учителя, режиссёра театра МГУ - Александра Четверкина: «Сережа, запомни, театр – это когда больно. И не только зрителю, но и актеру». Провинциальный – значит живой? - Слова «провинциальный театр», «провинциальный актер» часто произносят с пренебрежением. Вы в Рязани проработали почти год. Как Вам наша «провинциальность»? - Провинциальные актеры мне нравятся больше, чем столичные. В них нет той плесени, которая разъедает людей, плесени под названием «халява и шальные деньги». Да, быть может актер из глубинки и не хватает звезд с неба, у него нет столичных заработков. Но зато он честен для профессии. Он еще жив, и с ним можно ещё что-то сделать. Более того, я каждый день убеждаюсь в том, что театром лучше всего заниматься именно в маленьком городе. В Рязани есть своя особая атмосфера… В Москве же - постоянные пробки, и они, как бы снимают с актера вину за опоздание. Приходит на 40 минут позже начала репетиции и это считается нормой! Чтобы поставить спектакль в Москве, надо собрать команду с 2-3 составами на каждую роль... А это значит - усложнить себе работу, ведь в голове у режиссера есть образ, к которому он ведет актера. Актер меняется – меняется всё… А по-другому, увы, нельзя. - Вы – коренной москвич. Тяжело было привыкнуть к более размеренной жизни в Рязани? - Совсем нет. Знаете, мне доставляет огромное удовольствие идти пешком от дома до театра, к тому же это всего 5 минут. Из моего окна просто потрясающий вид. С одной стороны - храм, с другой - угол Кремля, а по центру - театр. Да и публика в Рязани хорошая. Она принимает мои страсти, мысли, мою любовь. И в ответ в большинстве случаев я получаю именно ту реакцию зала, на которую и рассчитываю. В открытом доступе - Предположу, что среди ваших зрителей немало молодых людей, которые в силу возраста легче принимают театральные новшества. Впрочем, есть сегодня и такое мнение, что нынешнее молодое поколение думать самостоятельно, в принципе, не приучено. Вы как считаете? - Я бы не ровнял всех под одну гребенку. Часть молодежи в какой-то мере соответствует этому стереотипу… Но многие молодые люди вполне самостоятельны, и умеют защищать своё мнение. Мне кажется, важнее всего, как раньше, так и сейчас, чтобы человек хотел ставить перед собой всё новые вопросы и был готов искать ответы, без чьей-либо посторонней помощи. Когда я рос, с материальными ценностями было туго. Зато мы развивались духовно. Чтобы посмотреть фильм Тарковского, отмечались в очередях за несколько дней до премьеры. Передавали друг другу книги, зачитанные до дыр. Сегодня многое поменялось... Вся духовная пища, как принято говорить, в открытом доступе. Но открытые двери далеко не всегда ведут к свободе личности…
Беседовала Тамара БУТИНА
_________________ Бессменный Ангел-хранитель Дмитрия Мокеевича Неврева
|