День третий. Легендарный Севастополь. (и Херсонес) Сначала была Сапун-гора, где мы немного прогулялись и сделали несколько фото военной техники. Там еще есть диорама штурма, в которую мы не заходили. Дело было в начале мая 1944, укреплена возвышенность была серьезно, но взяли кажется за три дня с большими конечно же потерями. А уже 9 мая 1944 года был освобожден Севастополь, практически полностью разрушенный.
На этой машинке ездил командующий фронтом
Тут видны укрепления, окопы и траншеи забетонированные. И такими укреплениями были покрыты все склоны.
Сперва по плану была Панорама обороны Севастополя во время Крымской компании 1854-1854 годов. Построена в 1905 году, к 50-летию окончания этой войны, когда армии трех стран почти год осаждали один город, и в результате захватили его южную половину.
Сам Франц Рубо
Художник тот же что рисовал и Бородинскую панораму – Франц Рубо (хотя по-честному это копия, созданная по образцу Рубо после ВОВ, оригинал хоть и спасли от пожара, но он сильно пострадал, пришлось перерисовывать)
Вид на осаждённый Севастополь с Малахова кургана ранним утром 6/18 июня 1855 г .
В залах - о Синопском сражении и начале войны. Карты, ордена, личные вещи портреты и военная форма - в общем как обычно.
Вид на осаждённый Севастополь с Малахова кургана ранним утром 6/18 июня 1855 г . Вдалеке севастопольские бухты, центральная часть города с большим числом разрушенных зданий. .
На предметном плане - полуразрушенный орудийный дворик батареи Станиславского. Ещё не остыл раскалённый ствол орудия. Правее блиндаж. За ним уже на картине - фигура юного барабанщика, выбивающего сигнал тревоги, солдаты с ружьями в руках бегущие к месту рукопашной схватки.
Переход от предметного плана к живописи практически незаметен. Объёмное и плоскостное изображения сливаются в единое целое, создавая у зрителя ощущение реальности запечатлённых на живописном полотне событий.
На предметном плане - блиндажи и землянки, выполненные в перспективном сокращении и выдержанные в единой цветовой гамме. Правее блиндажа - телега и лошадь, разломанное бревно. Лошадь, впряжённая в телегу, и часть переднего левого колеса телеги написаны на живописном полотне, телега – макет, стоящий на предметном плане. Через ров переброшено разломанное на две части бревно. Одна из частей - изображение на полотне, другая - макет предметного плана.
Справа - полевые укрытия из туров для защиты от пуль и осколков снарядов. Часть дороги , продолжение которой изображено на живописном полотне. По ней на помощь защитникам Малахова кургана бегут солдаты Черниговского пехотного полка.
На склоне Малахова кургана - перевязочный пункт. У входа известный хирург Н.И. Пирогов разговаривает с фельдшером. На переднем плане картины – раненые солдаты и матросы..
Тут видны верхушки мачт затопленных в бухте кораблей
Атака французов и ответный огонь батареи. девушка в красной юбке - Даша Севастопольская.
В проходе между брустверами матросы Петр Кошка и Федор Заика ведут пленного французского офицера
В центре бастиона Малахова кургана полуразрушенная каменная башня с командным пунктом наверху - композиционный центр живописного полотна. Основа композиции - батальные сцены. Располагая их с постепенным нарастанием напряжённости, автор Панорамы сумел показать все фазы оборонительного боя - от стрельбы артиллерийских орудий на батареях Малахова кургана до рукопашной схватки с французами за батарею Жерве - кульминации сражения..
адмирал Нахимов на командном пункте, на том месте где получил смертельное ранение.
На склоне Малахова кургана, впереди группы офицеров, генерал-майор Д. С. Юферов, начальник войск Малахова кургана.
Решаюшее событие штурма 6/18 июня 1855г. разворачивается на прикрывавшей Малахов курган батарее под командованием мичмана Петра Жерве. На батарее развивается трёхцветное французское знамя - неприятель добился здесь наибольшего успеха. Над городом нависла серьёзная опасность. Рукопашный бой за батарею Жерве - кульминационный центр панорамы. В центре на коне, с поднятой саблей - генерал С.А. Хрулёв. На предметном плане батарея Станиславского.
На предметном плане - батарея Станиславского. В орудийных двориках орудия, неподалёку ящики с зарядами, ядра, артиллерийские принадлежности.
Орудия сделаны из дерева, снаряды - из гипса или папье-маше.
Это рядом с панорамой.
Главным недостатком экскурсии могу назвать тесноту. Настолько "нет туристов" что с большим трудом нужно устраиваться так чтобы что-то внятно видеть, и порой соседского экскурсовода слышно лучше чем своего.
Сажу честно, что комментарии к панораме я скопировала вот с этого сайта музея. Там можно походить и даже посмотреть, даже оглянуться на 360 градусов.
http://www.sev-museum-panorama.com/ru/tour.html