Адъютанты любви
http://adjutantilubvi.flybb.ru/

Виднее берег с моря: истории "нашего" времени
http://adjutantilubvi.flybb.ru/topic287.html
Страница 1 из 1

Автор:  Аличе [ 12-10, 15:33 ]
Заголовок сообщения:  Виднее берег с моря: истории "нашего" времени

НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЙ ПРОЕКТ.

Подготовка кругосветной экспедиции 1787 года под командованием Г.И. Муловского

В конце весны 1805 г. капитан И.Ф.Крузенштерн после успешно завершенного кругосветного путешествия и посольства в Японию возвращался в Петропавловск-Камчатский. По пути он предпринял обследование юго-восточного побережья О.Сахалин. 20 мая, когда "Надежда" находилась у самой узкой части острова, Крузенштерн записал в журнале: "В 6 часов увидели гору Спенберг на SW... и выдавшуюся оконечность... Сия оконечность, лежащая в широте 47ш 57' 45" и долготе 217ш 30' 00", названа мысом Муловского, в память первого моего во флоте начальника, достойного капитана Муловского, который за 18 лет назначен был начальником экспедиции для открытий, уничтоженной потом нечаянной войной со Шведами, похитившей храброго сего капитана..."

22 декабря 1786 г. Екатерина II издала указ о снаряжении эскадры из четырех судов "для охранения права нашего на земли, российскими мореплавателями открытые". Это должна была быть первая русская кругосветная экспедиция, рассчитанная на три года. Ее руководителем назначили молодого, очень одаренного и энергичного капитана 1 ранга Григория Ивановича Муловского. Внебрачный сын президента Адмиралтейств-коллегий графа И.Г.Чернышева, Муловский к 27 годам добился блестящих успехов по службе. После окончания в 1772 г. Морского кадетского корпуса он побывал во многих заграничных походах и по праву считался одним из лучших офицеров своего времени.

Предполагалось, что четыре военных корабля и один транспортный выйдут из Кронштадта в Северное море и сделают остановку в Англии. Затем им следовало идти вокруг Мыса Доброй Надежды через Зондский пролив в Китайское море с возможной стоянкой в Маниле или вдоль побережья Австралии, мимо "населенных островов Южного океана", где, "избрав удобнейшую гавань", можно было пристать "для снабжения новыми запасами и поправления в здоровье служителей". У Сандвичевых (Гавайских) островов эскадре предписывалось разделиться: одним во главе с самим начальником надлежало направиться к Северной Америке, другим - к Курилам, Сахалину и устью реки Амур, и, наконец, транспортному судну предстояло идти в Петропавловск-Камчатский.

Идея о снаряжении собственных кругосветных экспедиций зародилась в России еще в 20-е годы XVIII в., и ее "отцом" можно назвать выдающегося государственного деятеля и гидрографа петровской эпохи Ф.И.Соймонова. Вопрос об организации кругосветных плаваний неоднократно поднимался в Адмиралтейств-коллегий. Однако все предлагавшиеся проекты по тем или иным причинам не осуществлялись.

Теперь же Екатерина II была настроена весьма решительно, и к этому имелись серьезные основания: после того как в 1778 г. у берегов Аляски появились корабли Джеймса Кука, в отдаленных восточных владениях России сложилась крайне напряженная обстановка из-за возросшей угрозы экспансии европейских держав.

Как известно, впервые Дж. Кук и его спутники, пытавшиеся отыскать морской проход из Тихого океана в Атлантику, встретились с русскими поселенцами в начале октября 1788 г. при посещении о.Уналашка. Более того, согласно инструкции британского Адмиралтейства, Кук должен был перезимовать в Петропавловске-Камчатском, однако, прослышав о дефиците и дороговизне продовольствия в этом порту, английский капитан решил не рисковать и направился к Сандвичевым островам, где и погиб 14 февраля 1779 г. Впоследствии корабли "Резолюшен" и "Дисковери" дважды заходили в Петропавловскую гавань: с 29 апреля по 12 июня 1779 г., перед тем как продолжить поиски легендарного северо-западного прохода (кстати, они были очень радушно приняты губернатором Камчатки Магнусом Бемом, снабдившим мореплавателей всем необходимым и не потребовавшим ничего взамен) и уже на обратном пути - с 23 августа по 8 октября. В Петропавловске обрел свое последнее пристанище капитан Ч.Клерк, возглавивший экспедицию после гибели Кука и скончавшийся во время трудного морского перехода.

Авторитет Кука был необычайно высок среди российского морского офицерства, чему в немалой степени способствовало то, что некоторые из ветеранов его плаваний впоследствии перешли на русскую службу. Речь в первую очередь идет о Дж. Биллингсе и Дж. Тревенене. Дж. Биллингс сделал отличную карьеру в России. Он стал адмиралом, вместе с Г.Сарычевым участвовал в освоении российских северо-восточных территорий и был горячим сторонником отправки русских фрегатов из Кронштадта на Камчатку. Что касается Дж. Тревенена, то в 1786-1787 гг. он разработал собственный проект посылки трех русских торговых судов из Балтийского моря или Архангельска на Камчатку и к северозападному побережью Америки с последующим заходом для торговли мехом в Китай. Проект был представлен российскому послу в Англии С.Р.Воронцову, который вскоре известил о нем императрицу. Ответ высокой покровительницы был крайне благосклонен. "Лейтенант Тревенен, - писала она Воронцову, - может быть вполне уверен, что, покинув службу в Англии, он не только ничего не потеряет, но и многое приобретет". Тревенен заторопился в Санкт-Петербург, боясь упустить шанс добиться известности, тем более что в Кронштадте уже полным ходом велась подготовка к кругосветной экспедиции, но по дороге сломал ногу и был вынужден почти два месяца лежать без движения в ливонской таверне. Позже известия о резко обострившейся международной обстановке и начавшейся войне России с Турцией окончательно разрушили его надежды...

Несомненно, знания и опыт бывших спутников Кука укрепили решимость императрицы использовать морской путь для связи между Европейской частью России и ее владениями в Восточной Сибири и Америке. А тревожные известия о браконьерстве английских и американских торговцев пушниной лишний раз подтверждали, что пора окончательно "утвердить и защитить торги по морю, между Камчаткой и западными американскими берегами лежащему, яко собственно и единственно к Российской державе принадлежащие", и ускорить отправку кораблей.

Итак, для длительного морского похода были избраны суда "Холмогор", "Соловки", "Сокол" и "Турухтан", а также транспортное судно "Смелый". Подчиненными Муловскому командирами на кораблях стали капитан II ранга Алексей Киреевский, капитан-поручики Иоахим фон Сиверс, князь Дмитрий Трубецкой и Карл фон Гревенс. В состав экспедиции вошел и юнга И.Крузенштерн . Помимо основной задачи экипажам предстояло выполнить обширную программу научных исследований, над которой трудились академик П.-С.Паллас и адмирал И.Л.Голенищев-Кутузов; произвести опись Курил, Алеутских островов, Аляски и собрать всесторонние сведения о местных жителях; установить торговые связи с Китаем и Японией и, наконец, доставить материалы для строительства Удского порта.

Было заготовлено 200 чугунных гербов Российской империи, которые следовало оставлять на открытых землях (одна половина без подписей и "означения лет", другая - с надписями на латыни и русском языке с указанием годов 1789, 1790, 1791). Императрица распорядилась о выпуске 100 золотых медалей, посвященных этому событию. Всем членам экипажей предоставлялись многочисленные льготы. Лично Муловскому в случае удачного завершения похода были обещаны два чина и два ордена, так что по прибытии в Петропавловскую гавань он имел бы чин генерал-майора и орден св. Владимира II степени, получив бригадирский чин по проходе Канарских островов и орден св. Владимира III степени, достигнув берегов Японии. По возвращении в Кронштадт его ожидали дальнейшие награды.

Для обеспечения высокого уровня научных изысканий Муловский решил пригласить на должность натуралиста выдающегося немецкого ученого и просветителя Георга Форстера, участвовавшего вместе со своим отцом И.Р.Форстером во втором путешествии Дж. Кука. Г.Форстер в это время преподавал в Виленском университете и явно не был доволен своей службой. Муловский лично ездил к нему в Вильно и согласился на "истинно чудовищные условия". Так, "подъемные" и оплата пребывания Форстера в экспедиции должны были обойтись российской казне почти в 15 тыс. руб. Более того, в случае успеха предприятия натуралист получал бы 1500 руб. в год до конца жизни, а после смерти половина этой суммы выплачивалась бы его вдове. Такой щедрости по отношению к мореплавателям не позволяло себе ни одно европейское государство.

Форстер обещал Муловскому подыскать и других ученых (например, велись серьезные переговоры с английским астрономом Белли, опять же участником второго путешествия Кука), а также четырех живописцев. Подумывал отправиться в странствие и Форстер-старший, однако его требования о вознаграждении даже Екатерине II показались "необычайными" и "непомерными".

Кораблям надлежало выйти из Кронштадта 1 октября 1787 г. Но судьба распорядилась иначе. Экспедиция, совсем готовая вступить под паруса, была отложена на неопределенный срок из-за начавшихся русско-турецкой, а затем русско-шведской войн. Муловский на корабле "Мстислав" участвовал в знаменитом Гогландском сражении 1788 г. и был произведен в капитаны бригадирского ранга. 15 июля 1789 г. с тем же кораблем "Мстислав" Муловский находился в сражении у о.Эланд. В начале битвы капитан получил смертельное ранение. Ему тогда было всего 29 лет. После гибели Муловского Екатерина II практически отказалась от проведения дорогостоящего предприятия.

Спустя 10 лет, в 1799 г., сподвижник Муловского Крузенштерн вновь выступил с проектом кругосветной экспедиции, которой суждено было осуществиться в начале XIX в. и открыть эпоху отечественных океанских плаваний.

Изображение

Фото: Памятник капитану Ч.Клерку, поставленный российскими моряками - участниками первого кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского . Рис. В.Тилезиуса из "Атласа к путешествию Крузенштерна ".

БАРЫШЕВА Екатерина
Русская мысль
Париж
04.05.2000

Автор:  Аличе [ 11-01, 02:15 ]
Заголовок сообщения: 

Джеймс Пакк

Кровь Нельсона: Краткая история грога


С первых дней мореплавания люди всегда нуждались в напитках во время рейса. Наиболее подходящими напитками были вода и пиво. Так как методы дистиллирования и сохранения воды были неизвестны, она хранилась в бочках и пополнялась во время заходов в порты. Та же картина была и с пивом. Вода зацветала и становилась мерзкой, пиво прокисало, поэтому, как правило, сначала пили пиво и затем обращались к воде. Затхлую воду, чтобы сделать ее более сносной, разбавляли пивом или вином. Первоначально дневной рацион пива составлял 1 галлон на моряка - значительное количество для большого рейса. По мере роста Британской империи длинные рейсы становились все более обычным делом, и проблемы порчи и недостатка (напитков) обострялись.
Происхождение грога связано с именем вице-адмирала Уильяма Пенна, отца основателя Пенсильвании. В 1655 году, находясь в кампании в Вест-Индии, Пенн прибыл на Барбадос и захватил Ямайку. К сожалению, на Ямайке был ограниченный запас пива и вина. Однако там был ром. Поэтому Пенн в качестве рациона стал использовать ром.
Во времена Елизаветы I пираты и каперы торговали ромом, и этот крепкий напиток был хорошо известен морякам. После 1655 года, по мере увеличения рейсов в Вест-Индию, потребление рома увеличивалось. Несмотря на повсеместное распространение, употребление рома отсутствовало в "Правилах и инструкциях, касающихся службы Его Величеству на море" вплоть до 1731 года, когда полпинты рома были приравнены галлону пива. На первых порах это относилось только к кораблям, пребывающим в Вест-Индии; ром не разводился.
Вице-адмирал Эдуард Вернон известен как "отец" грога. Вернон был известным моряком, победителем при Портобелло. Он также постоянно критиковал Адмиралтейство и ратовал за улучшение условий на кораблях. Он порицал насильственную вербовку и выступал за более гуманное обращение с матросами, которые прозвали его "Старым Грогом" из-за носимого им непромокаемого плаща. Этот плащ был сделан из грогэма - толстого материала, представляющего собой комбинацию шелка, мохера и шерсти, зачастую пропитанного смолой.
Ко времени Вернона выдача матросам неразбавленного рома была обычным явлением на борту, а пьянство и недисциплинированность были повсеместной проблемой. 21 августа 1740 года Вернон издал приказ о разбавлении рома водой. Кварта воды смешивалась с пол-пинтой рома на палубе в присутствие вахтенного лейтенанта. Матросам полагалось две выдачи в день: одна между 10 - 12 часами утра и вторая между 4 - 6 пополудни. Для придания лучших вкусовых качеств предлагалось добавлять в эту смесь сахар и лимонный сок. В 1756 году смесь воды и рома была узаконена правилами, и сигнал "Up Spirits" звучал на борту британских кораблей в течение более чем двух столетий.
Хотя использование грога было узаконено, состав смеси не был стандартизован: по приказу Вернона разводили 4 к 1, другие разрешали 3 к 1, а адмирал Кейт позднее разводил 5 к 1. Различные смеси грога матросы называли по картушке компаса. Норд обозначал чистый ром, а вест - чистую воду. Вест-норд-вест соответственно представлял собой одну треть рома и две трети воды, норд-вест - ром и вода пополам, и т.д. Если говорили, что матрос принял два "норд-вестика", это означало два стакана наполовину разбавленного рома.
После Трафальгарского сражения у рома появилось название "Кровь Нельсона". Дело в том, что тело Нельсона было помещено в бочку рома для сохранности во время транспортировки его на родину. По легенде, когда матросы узнали об этом, они выпили этот ром. С этого времени грог тоже стал называться "Кровью Нельсона".
Разбавление рома до грога не решило проблемы отсутствия дисциплины. В 1823 году Адмиралтейство провело эксперимент, урезав наполовину рацион рома (до ¼ пинты - джилла). В качестве компенсации выдавались чай и какао, денежное довольствие было увеличено на два шиллинга в месяц. В 1824 году эксперимент стал постоянным правилом с дополнительным бонусом в виде увеличенного мясного рациона. Все же это была довольно большая доза (один джилл того времени равняется современным четырем двойным виски).
В 1850 году комитет Адмиралтейства по грогу, призванный расследовать проблемы рациона, выпустил доклад, подтверждающий связь между пьянством и проблемами дисциплины, и рекомендовал исключить грог из рациона. Как и прежде, комитет рекомендовал компенсацию путем увеличения денежного содержания. Однако Адмиралтейство 1 января 1851 года распорядилось не отменять ром, а уменьшить его рацион до ½ джилла, или 1/8 пинты. В связи с уменьшением количества были приложены усилия к улучшению качества напитка. Производители рома экспериментировали с блендингом и постепенно бленд-формулы превратились в строго охраняемые секреты производителя.
Хотя в американском флоте выдача рациона рома прекратилась в 1862 году, в британском флоте ром продолжали выдавать. К концу 19 века движения трезвости начали изменять отношения к потреблению спиртного. Дни грога медленно подходили к концу. 28 января 1970 года палата общин провела большие дебаты по проблеме рациона рома ("Great Rum Debate") и 30 июля 1970 года наступил "день черного глотка" ("Black Tot Day"), когда последний раз в британском флоте прозвучал сигнал "Up Spirits".
Но история грога на этом не закончилась. Американцы приобрели права на формулу грога и отчисляют роялти от продажи грога в Матросский Фонд Королевского Флота.


http://samlib.ru/f/fedin_w_w/grog1.shtml

Автор:  Аличе [ 11-01, 12:50 ]
Заголовок сообщения: 

Божественная помощь

В сентябре 1860 г. итальянский бриг у побережья Далмации наскочил на риф, не обозначенный на картах. Судно получило пробоину. Пластырь завести не удалось, матросы бросились к помпам. Капитан, весьма набожный человек, стал молиться о спасении, преклонив колена перед стоящей в его каюте большой - почти в человеческий рост - деревянной статуей девы Марии.
Однако чем горя?ее молился капитан, тем быстрее прибывала вода. Стало ясно, что судно вот-вот пойдет ко дну. Рассвирепевший капитан, осыпая статую градом отборных ругательств, выволок ее из каюты и швырнул за борт.
И вдруг - помпы начали справляться с поступлением воды, полузатопленный бриг удалось кое-как довести до гавани. Когда судно поставили в док, в пробоине обнаружили застрявшую статую девы Марии, затянутую потоком воды.

Автор:  Аличе [ 02-02, 22:53 ]
Заголовок сообщения: 

Джеймички на него не было...

Как Нельсон ходил на медведя...
1773 год. Полярная экспедиция британских ВМС. Мичман Нельсон (от скуки, надо полагать) решил поохотится на белого медведя.

Изображение
Nelson and the Bear,
Richard Westall (BHC2907)
© National Maritime Museum, London, Greenwich Hospital Collection


Медведь не понял. В результате ему (не медведю - Нельсону) здорово досталось от капитана

Экспедиция:"...два судна,изначально редназначенные для артобстрела береговых сооружений - их называли кечами , - переоборудовали для экспедиции в арктические воды, и мичман Нельсон подал рапорт о назначении в команду одного из них, "Каркас" (Carcass). Глава экспедиции, двадцатидевятилетний капитан Константин Фиппс, старший сын лорда Малгрэйва, получил приказ попытаться найти в районе Северного полюса проход в Индию. оба кеча, "Каркас" и "Рейсхорз" (Racehorse), со специально переделанными носами и утолщенными корпусами, чтобы выдерживать давление арктических льдов, везли в просторных трюмах запасы теплой одежды, хорошее мясо, много грчицы и перца, крепкое пиво, вдвое болье , чем обычно, вина и спирта, и даже кирпич, на случай если судно затрет и в ледяной пустыне придется занятся строительством.
Подготовку экспедиции, начавшейся в первых числах июня 1773 года, впоследствии признали образцовой; но Северный морской путь оказался полностью заблокирован, льды (бог весть какой толщины!) смыкались за кормой кораблей, и через меся отплытия из Шпицбергена возникла реальная опасность ледяного плена, где их попросту сотрет в порошок. К счастью, в середине августа, как отметил в своем дневнике один из участноков экспедиции, подул сильный ветер, и лед начал с оглушительным треском крошиться производя "шум, превосходящий самые сильные раскаты грома. В разные стороны расходились целые материки льда; раскалываясь на части, они складывались в горы и долины самой разнообразной величины и формы. Были подняты все паруса, и, используя силу ветра, корабли повернули на юг и благополучно вернулись на Шпицберген".

Собственно охота:"Однажды ночью, во время сильного тумана, Нельсон и еще один мичман тайком ушли с корабля в надежде подстрелить, ради шкуры, белого медведя. "Между тремя и четырьмя утра, вспоминает командир "Каркаса" Скеффингтон Лютвиг, - туман немного рассеялся, и вдали, на приличном расстоянии от корабля, можно было разглядеть двух охотников, готовящихся атаковать крупного медведя. Сигнальщик подал им знак немедленно возвращаться на борт. Напарник Нельсона тщетно убеждал того повиноваться. От косматого противника их отделяла расселина, что возможно и спасло Нельсону жизнь: раздался выстрел, пуля впилась в кромку льда, новых зарядов не было, но юного Горацио это не смутило. "Не важно, - воскликнул он, сейчас я достану этого дьявола прикладом, никуда не денется!""
Холостой выстрел, прозвучавший с "Каркаса", испугал зверя, и он бросился прочь. Мичман Нельсон получил суровый нагоняй от капитана Лютвига, по собственным словам, крепко отчитавшего его за подобное самовольство и поведение, недостойное положения мичмана..."
Тексты уперты из Кристофер Хибберт "Частная жизнь адмирала Нельсона"


(c)тащено у hound

Автор:  IHA [ 02-02, 22:59 ]
Заголовок сообщения: 

Отчего ж не с рогатиной? :smile:

Автор:  Аличе [ 11-03, 11:58 ]
Заголовок сообщения: 

enfant terrible Королевского Флота

Решил я написать небольшое ээсе (привет уважаемому u96) об Уильяме Сиднее Смите, офицере Роял Неви, адмирале, светском льве, дамском угоднике, шпионе, авантюристе, перед которым Джеймс Бонд и Бомарше - просто сопляки.

Изображение

Итак, 21 июня 1764 года в семье капитана гвардейцев Джона Смита в Вестминстере родился мальчик. В 13 лет мальчик был отдан в Роял Неви, в качестве юнги служил на фрегате "Юникорн", участвовал в захвате американского приватира "Рейли", был ранен. В 1779 году получил чин энсайна, в 1780 году обманул экзаменационную комиссию адмиралтейства, приписав себе 3 года, и получил чин лейтенанта.
Участвовал в сражении при Доминике и у островов всех Святых. В качестве командира шлюпа "Фьюри" был отослан Роднеем с вестью о победе, естественно на такого гонца пролился настоящий поток благодарений, и в результате в нарушение всех устоев Роял Неви Сидней Смит в сентябре 1783 года (в возрасте 19 лет) стал кэптеном, и был назначен командиром 32-пушечного фрегата "Алькмен".
Казалось - карьера моряка обеспечена, она просто прет в гору, но в том же 1783 году наступил мир, "Алькмен" был разоружен, а Смит был переведен на половинный пенсион. Сидней нашел выход - он конфиденциальным образом получил от правительства задание доставить данные относительно положения во Франции, а так же заняться геосьемкой местности Средиземноморского побережья Франции, Испании и Северной Африки. Этой работы хватило до 1787 года, но миссия подошла к концу, а оставаться на половинном жаловании Смит категорически не хотел. В том же 1787 году Сидней уехал в Швецию, став военно-морским советником короля Густава III, причем уехал он тайно, нарушив запрет Адмиралтейства. Причем при дворе шведского короля Сидней тактично умолчал о том, что миссия его неофициальна, более того - заверил Густава в поддержке его Англией.
В Выборгском сражении (22 июня 1790 года) Смит командовал правым крылом шведского галерного флота. Чуть ранее (16 июня) он пытался организовать атаку русского галерного флота Нассау-Зигена в Бьерке-Зунде, сумел даже заставить замолчать русские батареи на островах, однако был атакован превосходящими силами противника и был вынужден отойти. 22 июня шведы прорывались через западный проход Выборгской губы в Свеаборг. Мясорубка там была стоящая - шведы потеряли 5 ЛК, 3 ФР и около 40 малых судов. Среди них была яхта "Аврора", которой командовал Сидней Смит, однако самого Смита смогли спасти.
Позже при Рончесальме Смит был одним из командиров шведского гребного флота. Вернулся он в Англию в 1792 году, после того, как Густав III был убит в результате заговора. Встретили Сиднея довольно холодно, Адмиралтейство влепило ему выговор за вранье шведскому королю про дипломатическую поддержку Англии и другие художества на дипломатическом поприще. Смит не долго думая разлаялся с лордами и уехал...в Турцию, став там военно-морским советником султана, который в этот момент воевал с русскими. Но стоило ему приехать в Смирну в 1793 году как он узнал что между Англией и Францией началась война, и теперь он с неистовой силой стремился обратно, на Британские острова. Понимая, что лорды сильно разозлены его фортелями, в Смирне он покупает яхту, вербует матросов, и в декабре 1793 года появляется в бухте Тулона, который тогда был захвачен лордом Худом и его сардинскими и испанскими союзниками. Попал туда Сидней не в очень веселый момент - к городу рвались войска Дюгомье и Бонапарта. 18 декабря в руках интервентов и роялистов остались собственно сам город и форты Ля Мальг и Гранд Тампль. Англичане спешно покадали Тулон, и, опасаясь, что испанцы не успеют сжечь захваченные корабли французов, послали вместе с кэптеном Сиднеем Смитом три испанских и три английские брандера. Для того, чтобы охранявшие верфь французские моряки-роялисты не узнали, кто хочет сжечь их корабли, и британцы и иберийцы нацепили на шляпы трехцветные кокарды республиканцев. Однако несмотря на все предосторожности сделать дело без шума не удалось – стремительно наступавшие войска Дюгомье уже взяли форты Мальбюскье и Миссисси и двигались вдоль берега в сторону Тулона. Между ними и английским отрядом, высаженным в районе верфей, возникла перестрелка. Республиканцев отогнали прочь только орудия брандера «Вулкан», открывшего огонь по наступающим солдатам Конвента. В это время один за другим в ночи загорались корабли Флота Леванта.
Эта акция прославила Смита, хотя часть членов Парламента была этим недовольна, считая, что Худ должен был увести все корабли с собой. Тем не менее Сидней получил под командование 38-пушечный фрегат "Даймонд" и вместе с сэром Эдуардом Пэллью был отослан для наблюдения за французским Брестом. Там Смит провел несколько диверсионных десантов, один из которых отписан в саге о мичмане Хорнблауэре Форрестера, сам участвовал в вылазках, и в одной из них попал в плен. Дал честное слово не бежать, спокойно передвигался по стране, однако нарушил его и сбежал в 1798 году. Хотя лорды Адмиралтейства были недовольны и смотрели на Симта сквозь плохо сдерживаемое раздражение, в глазах народа он выглядел героем. Ему рукоплескали улицы, он был принят и обласкан королем и Уильямом Питтом.
1 июля 1798 года началась знаменитая экспедиция в Египет генерала Бонапарта. Симт получил под командование 80-пушечный линейнный корабль "Тайгер" и был направлен в Средиземное море. Весной 1799 года коммодор Сидней Смит с "Тайгер", 74-пушечным "Тезеус", двумя канонерскими лодками и туречкими малыми кораблями помогал турецкому гарнизону в защите Аккры. Это был его звездный час. Бонапарт, подошедший к Аккре, увидев старомодные полуразрушенные укрепления сказал просто - "через два часа мы возьмем эту крепость". Ни через два часа, ни через три, ни даже через неделю, ни через месяц Аккра так и не была взята. Трудно переоценить роль Смитта в обороне Акко (как этот город называли турки) - он организовывал десанты, устроил береговые батареи, заставил местных жителей собирать французские ядра, чтобы потом вести огонь по французам (кстати, французы поступали так же, даже высылали разъезды, провоцируя огонь кораблей, а ночью собирали в этих местах ядра). В результате Наполеон так и не смог взять крепость, и начал отступление обратно, в Египет. Осада Аккры продолжалась 3 месяца - с 19 марта по 10 мая.
Газеты славили Смита как национального героя, однако в бочку меда добавил ложку дегтя Горацио Нельсон - командующий Средиземноморским флотом требовал отозвать Смита, обвиняя его в дерзости, непочтительности, неповиновении. Именно Нельсон назвал Смита "enfant terrible" (неснонсным ребенком) Королевского Флота.

Сиднея оставили в регионе, он участвовал в поддержке турецкой армии в Египте, а 7 марта 1801 года вместе с эскадрой адмирала Кейта обеспечивал высадку английских войск в бухте Абукир.
В конце 1801 года он вернулся в Англию, был избран депутатом в Палату Общин. Но Сидней не был бы Сиднеем, если бы не отличился в очередной раз. В 1802 году разразился крепкий скандал - оказывается Смит отбил у наследника престола его возлюбленную, в салонах только и говорили, что о дерзости новоиспеченного контр-адмирала Желтого Флага и депутата Парламента, в Адмиралтействе не хотели слышать о Смите в принципе, карьера его была можно сказать закончена, он сразу вернулся в кэптены, и его отправили в отдел нанотехнологий разработок, где тот несколько раз беседовал с Фултоном, который предлагал британцам первую в мире модель подводной лодки. Он был горячим сторонником Фултона, но идеи этого инженера не получили поддержки в Англии. С 1803 по 1805 год Смит отвечал за оборону южного побережья Англии (тогда Наполеон всерьез готовился к вторжению на остров).
После смерти Нельсона при Трафальгаре он стал первым в списке получения чина контр-адмирала, и вскоре получил его. В 1806 году он был отослан к Сицилии, где поддерживал неаполитанские войска. Захватил остров Капри, высаживал десанты в Италии. В 1807-м крупно посорился с адмиралом Дакуортом, который хотел войти на рейд Константинополя и перетопить турецкий флот. Впрочем попытка Дакуорта закончаилась крахом.
В конце этогоже года Смит получил приказ вывести португальский королевский дом в Бразилию, поскольку в Португалию вторглись французы и захватили ее. Смит смог вывезти 1200 человек - всю португальскую королевскую семью и администрацию, высадил их в Рио-де-Жанейро, был награжден португальским орденом и в 1809-м прибыл в Англию.
В 1810-м - вице-адмирал. Тогда же Сидней женился, что вызвало сдержаный смех в Лондоне - "великий ловелас остепенился", таковы были зголовки в газетах. С 1812 по 1814 год Смит был и.о. командующего Средиземноморской эскадрой, в 1815-м он наверное был единственнм адмиралом, косвенно учатсовавшим в сражении при Ватерлоо (его корабли перевозили раненных в Англию). После окончания Наполеоновских войн Симт активно участвовал в политической жизни, был одним из последователей эксцентричной выходки - воссоздать орден Тамплиеров,постоянно тусовался в салонах. В 1838 году, за два года до смерти, стал рыцарем Ордена Бани. Умер в 1840-м.


(с)тащено у http://george-rooke.livejournal.com

Автор:  Аличе [ 15-06, 19:20 ]
Заголовок сообщения: 

Рига–1812: английская версия

События Отечественной войны причудливо преломились в романе Форестера

Автор: Гюнтер Конев

Изображение

Рига — редкий гость в исторических романах иноземных писателей. Зато уж если попадет она им на перо — только держись: не иначе как здесь будут решены судьбы мира. "Коммодор" Форестера — как раз тот случай.

Сессил Скот Форестер (1899–1966) — английский писатель и сценарист. Главный итог его жизни — приключенческий цикл о Горацио Хорнблауэре, английском морском офицере времен наполеоновских войн. От книги к книге он карабкается по карьерной лестнице, проходя путь от юнги до адмирала. "Коммодор" — одна из книг этого цикла, описывающая 1812 год. Коммодор — только что полученное Хорнблауэром звание (в английском флоте это между капитаном I ранга и контр–адмиралом). Поскольку к тому времени блокированный французский флот на кажет носу из своих портов, отличиться новоиспеченному коммодору придется на берегу. То бишь в России, а конкретно — под Ригой, куда он получает приказ идти на помощь русским со своим отрядом — 74–пушечным кораблем "Несравненный" — и несколькими шлюпками.

В 1812 году английские корабли действительно стояли на рижском рейде, а английские канонерки активно участвовали в боях под городом. Но сам ход этих боев у Форестера скорее можно отнести к жанру "альтернативная история". Может, это и к лучшему. Как это было на самом деле, сегодня можно почитать у Далии Трускиновской. А для любителей "как покрасивше" — английская версия.

Альтернативная у Форестера, впрочем, не только история, но и география. Например, речка Митау, "текущая откуда–то издалека". Или город Митау, расположенный напротив Риги (конечно, это просто Митавское предместье, а реальная Митау — это Елгава). Или вот замечательный эпизод: Хорнблауэр видит трупы в Двине. "Результат сражений под Витебском и Смоленском две недели назад, это 200 миль к югу от нас", — объясняют ему. Не говоря уж о порогах на тогдашней Двине, исключающих такие "посмертные путешествия" — где Смоленск и где Двина? Занятно, что сама Двина удостаивается у Хорнблауэра замечания: "Ну и названьица у этих русских!" Интересно, что бы он сказал про Даугаву?

Вообще о стране пребывания своего героя у Форестера смутные понятия. В тылу у французов поднимают восстание латвийские, ливонские и литовские крестьяне. И если латвийских еще можно списать на "происки" переводчика, то уж ливонские — явно изобретение писателя.

Рига в романе проносится мельком, фоном: широкая площадь за длинным рядом пакгаузов вдоль пирса, средневековые островерхие дома. И еще запомнились Хорнблауэру мощеные булыжником улицы, по которым ему пришлось трястись в коляске, поправляя сползавшую треуголку. Впрочем, Форестер поминает Рыцарский дом (нынешний сейм), в котором губернатор Эссен принимал комоддора. Значит, хотя бы путеводитель читал.

Сюжет книги крутится вокруг осады Даугавгривской крепости, которую в альтернативной истории Форестера предпринял французский маршал Макдональд (понятно, что в реальности этого не было). А для пущего драматизма англичанин увеличил его корпус до 60 тысяч штыков (вместо двух дивизий, да и то одна — под Двинском). Противостоят им 15 тысяч русских "бородатых гренадер" (Форестер не ведал, что в русской армии бритье было введено еще Петром I).

В Даугавгриве Эссен представил коммодору руководителей обороны крепости: генерала Дибича и полковника Клаузевица. Дибич, по версии Форестера, "был поляком, Клаузевиц — немцем, перебежчиком из прусской армии". Помимо Эссена это единственные реальные персонажи в этой истории. Ну то есть как реальные: был в русской армии такой генерал Дибич (конечно, никакой не поляк, а немец), впоследствии даже генерал–фельдмаршал. Но Дибич на самом деле воевал в корпусе Витгенштейна и в Риге сроду не был. Клаузевиц, пруссак, будущий главный военный теоретик XIX века, действительно служил в русской армии — при штабе Барклая. И даже получил назначение в Ригу осенью 1812 года. Но… "К тому времени в рижском командовании произошла перемена. Маркиз Паулуччи сменил генерала Эссена. Автору крайне не хотелось состоять при особе этого странного человека. К тому же пришло известие о начале отступления французов, можно было предвидеть, что Рига окажется совершенно в стороне от военных действий" — так сам Клаузевиц в книге "1812" объяснил свое нежелание ехать в город. А может, просто не хотел воевать против своих же — пруссаков.

А вот Форестера это не смутило, и Дибич с Клаузевицем (видимо, англичанам эти имена хоть что–то говорили) вовсю орудуют у него в Даугавгриве. Эссену они почему–то докладывают по–французски (немцы — немцу?), а когда один из русских офицеров "затараторил по–русски", то Клаузевиц, "не очень–то знакомый с этим языком, попросил его говорить помедленнее".

Клаузевица англичанин характеризует как доктринера, для которого осада была всего лишь поводом для интеллектуальных упражнений: скорость продвижения апрошей, действие батарей, предсказание с точностью до часа момента решительного штурма. Так что душой обороны, как вы понимаете, стал именно коммодор Хорнблауэр. Это его корабли срывают переправу прусской дивизии в верховьях Двины. Это он, несмотря на мелководье, подвел к самой крепости свои бомбардирские кечи (а их осадку уменьшил с помощью позаимствованных в Риге понтонов) и артиллерийским огнем сорвал второй штурм Даугавгривы.

"Россия благодарна вам, сэр, и город Рига тоже", — похвалил его Эссен. Занятно, что именно такую благодарность получил почти через сто лет коммандер Лоуренс, командир английской подлодки Е–1. В 1915 году он торпедировал линейный крейсер "Мольтке", шедший для обстрела Риги. Только это уже было на самом деле.

Наконец наступил третий, решительный штурм Даугавгривы (от которой осталась целой только церковь, причем, судя по обложкам английских изданий "Коммодора", православная). "Ученые" Клаузевиц и Дибич, понятно, сплоховали, и Хорнблауэру пришлось лично верхом на коне вести колонну в решающую контратаку. Некоторые детали говорят о знакомстве Форестера с реалиями наполеоновских сражений. Например, шомпола, вылетающие их дула ружей. Действительно, в бою при заряжании солдаты частенько в нервной горячке боя забывали выташить шомпол из ствола и палили прямо им. Но в целом, конечно, вышло "кино и немцы".

И разумеется, атака Хорнблауэра стала не более не менее как "ударом, который сорвал планы Бонапарта по овладению миром" (цитата). А Рига оказалась самой северной точкой, до которой дотянулись наполеоновские орлы.

Но даже это еще не конец! Главная спецоперация Хорнблауэра впереди… Впрочем, тут я остановлюсь, чтобы сохранить интригу, вдруг решите прочитать роман…

Конечно, это не история, а скорее голливудский сценарий. А может, оно и к лучшему. Про Хорнблауэра уже были сняты полнометражный фильм (играл его, между прочим, Грегори Пек) и несколько сериалов. Если кто–то задастся целью экранизировать "Коммодора" — Рига к его услугам.

И там апатриды

Интересно, что в романе мелькает и тема апатридов. На борту "Несравненного" служит переводчиком финн Броун (каково имечко для финна!). После русского завоевания Финляндии в 1809–м его братья, пишет Форестер, попали в тюрьму, а сам он оказался изгнанником (чистая фантастика, финны отлично вписались в Российскую империю, и никаких репрессий там не было). "Вот еще один из этих апатридов, которыми в наши дни переполнена Европа", — резюмирует коммодор. Что ж, в данном случае альтернативная история вполне себе перетекла в реальную.


ИзображениеИзображение
Решающая атака под Даугавгривой попала на обложки английских изданий книги.

Изображение
Карл фон Клаузевиц, ведущий военный теоретик XIX века. По версии Форестера, воевал под Ригой. В реальности — до нее не доехал.

24 февраля 2012 («Вести Сегодня» № 24)

http://www.ves.lv/article/206476

Автор:  Аличе [ 24-06, 09:06 ]
Заголовок сообщения: 

Чернявский С.В. - Роль Дунайской армии и адмирала П.В.Чичагова в Отечественной войне 1812 г.

http://www.rgavmf.ru/lib/cherniavskiy_chichagov1812.pdf

Автор:  Аличе [ 17-09, 16:30 ]
Заголовок сообщения: 

Не знала, куды приткнуть :D

Изображение

Scottish Antarctic Expedition, 1904.

http://www.thesteampunkempire.com/photo/scottish-antarctic-expedition-1904

Автор:  Паллада [ 17-09, 17:26 ]
Заголовок сообщения: 

Мммм.... а он, простите, под килтом всё как положено? :wink:
Не бережёт достояние нации, не бережёт :lol:

Автор:  Аличе [ 18-09, 13:08 ]
Заголовок сообщения: 

Паллада писал(а):
Мммм.... а он, простите, под килтом всё как положено?

Подозреваю, что путешественник держал фасон даже перед пингвинАми и стоически оделся в полном соответствии с традицией. А для сугреву дудел в волынку и приплясывал. :lol: :lol: :lol:

Автор:  IHA [ 18-09, 13:13 ]
Заголовок сообщения: 

Пингвин оценил? :wink:
а держать фасон можно еще перед фотографом :smile:

Автор:  Аличе [ 25-03, 23:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Виднее берег с моря: истории "нашего" времени

Вдова Чжэн

Чжэн Ши, китайская морская разбойница, снискала славу одного из самых удачливых пиратов в истории. Под ее командованием находился флот в 2000 судов и более 70000 матросов. Эта невысокая хрупкая женщина, руководя сражением, держала в руке вместо сабли веер. Она была современницей Наполеона и адмирала Нельсона, но в Европе о ней никто не слышал. Зато на Дальнем Востоке, на просторах южнокитайских морей, ее имя знали самый последний бедняк и самый первый богач. Вы, наверное, подумали, что такое "богатство" досталось ей по–наследству от батюшки с одним глазом и деревянной ногой? Что ж, отчасти это правда, но есть одно "но"...
Чжэн Ши было 26 лет, когда в 1801 году китайские пираты забрали ее из публичного дома в Кантоне. Вожак пиратов Чжэн И предложил красавице руку и сердце, и она согласилась, но, как гласит легенда, лишь при условии, что будет участвовать и в руководстве операциями, и в разделе добычи. Пират принял условия.
За шесть лет они на пару истребили всех конкурентов на побережье Южно–Китайского моря, увеличив свой флот до 400 кораблей. Когда в 1807 году Чжэн И погиб, вдова, вошедшая в историю под именем Чжэн Ши (вдова Чжэн) взяла бразды правления полностью в свои руки.
Новая капитанша ввела весьма жесткие законы и сумела превратить разбойничье воинство в дисциплинированную армию. Пираты пытались бунтовать, но серия показательных казней заставила их смириться, а приморские деревни стали массово переходить под власть морской разбойницы (под ее защитой жилось спокойно) и добровольно снабжать флот Чжэн Ши всем необходимым.
В январе 1808 года весь китайский императорский флот был брошен на борьбу с пиратами. Госпожа Цин заманила посланную против нее эскадру в придуманную ею хитроумную ловушку, и... выиграла битву, захватив более 60 кораблей. Командовавший эскадрой адмирал, не выдержав позора, позднее покончил собой. Тогда Китай попытался натравить на разбойницу западных авантюристов, но и те не имели успеха. Поняв, что Чжэн Ши не одолеть, власти предложили ей мирное соглашение, и в апреле 1810 года оно было принято.
Пираты (по разным оценкам, от 17000 до 80000 человек) получали полную амнистию, сохраняли награбленное имущество и переходили на императорскую службу. Это был конец пиратства в китайских водах.
Чжэн Ши дожила до 69 лет, будучи законной содержательницей гостиницы (при которой были игорный дом и бордель) и сделав, пожалуй, самую блестящую пиратскую карьеру за всю историю человечества.

Автор:  IHA [ 26-03, 00:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Виднее берег с моря: истории "нашего" времени

Хозяйственная женщина. )
кажется есть такая поговорка "Можно волка превратить в собачку, повесив ему на шею медаль"

Автор:  Лотта [ 26-03, 15:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Виднее берег с моря: истории "нашего" времени

Карьера действительно удивительная для пирата. А уже тем боле для женщины, которая до 26 лет жила в борделе.
Интересная личность.

Автор:  Аличе [ 15-10, 21:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Виднее берег с моря: истории "нашего" времени

Ботаник

Капитан Э.Кук вспоминал, как его люди в 1709 г. спасли с необитаемого острова Александра Селкирка. "Он приветствовал их с радостью. Его пригласили на борт, но он сначала спросил, находится ли на корабле некий офицер, которого он знает. Узнав, что это так, Селкирк предпочитал остаться в своем одиночестве, чем плавать с ним, пока не услышал, что тот не командует." Сильные были эмоции, если их не охладили 4.5 года робинзонады!
Подозреваю, что "некий офицер" - это не кто иной, как знаменитый Уильям Дампир, трижды кругосветчик. В 1704 г. (когда Селкирк остался на острове) Дампир был капитаном корабля "Св.Георг", а в походе 1709 г. он был лишь лоцманом. Отношения с соратниками у него действительно не складывались.
Дампира называли выдающимся географом, натуралистом, и даже "пиратом-ботаником". В его "Путешествии вокруг света" увиденные растения и животные описаны подробно, с вниманием и любовью.
Людей он любил значительно меньше. Собственные матросы - "вечно пьяные, невежественные, сумасшедшие". Они бунтуют, дезертируют, а во время перехода по Тихому Океану замышляют убить его и сьесть. Про испанцев, понятно, стандартный набор: ленивые, трусливые, ничего не умеют.
С таким отношением трудно командовать людьми, особенно обозленными от неудач. А 25 лет пиратства Дампира - сплошные обломы. Максимум, что ему удавалось, это захватить судно "с 7 бочками мармелада, мулом и деревянной статуей девы Марии." Неудивительно, что моряки дезертировали.
Дисциплина порой исчезала настолько, что, по словам его мичмана Д.Велба, "...один матрос в лицо назвал его трусом, и спросил, пришел ли он в эти края драться или нет? И он ответил, что пришел не драться, ибо он знает, где можно плавать без риска". Корсарская работа, похоже, была для него лишь досадной помехой в наблюдениях за природой.
Точку в его командирской карьере поставил бой "Св.Георга" с испанским галеоном "Розарио", состоявшийся в декабре 1704 г. "Розарио" шел из Манилы в Акапулько. Такие галеоны, груженые китайским шелком и фарфором - богатейший приз, к тому же очень уязвимый. Корона разрешает лишь 1-2 корабля в год, поэтому они всегда перегружены, медлительны и неповоротливы. Не только трюм, но и все палубы забиты тюками с товаром, легальным и контрабандным - к пушечным портам не подойти. И незачем подходить, все равно пушки везут в трюме (чтобы сэкономить место). Просто мечта пирата!
Интересен не столько сам бой, сколько дальнейшая склока. После похода старший помощник В.Фаннелл опубликовал отчет, в котором писал: "Утром мы увидели парус, и вскоре догнали судно. Это оказался манильский галеон. Будучи готовыми, мы дали несколько бортовых залпов, прежде, чем они успели расчистить место для своих орудий. ...Но время было потеряно в ссорах между теми, кто хотел идти на абордаж, и теми, кто против. Тем временем они выкатили свои пушки, и теперь были нам не по зубам. ...Получив большие повреждения, мы отошли."
В ответ Дампир напечатал злое и неубедительное "Опровержение". Как всегда, он винит во всех бедах экипаж, не выполнявший его приказы. Про галеон говорит: "Мастер и помощник забыли свой долг и сбежали с палубы. Люди растерялись, никто и не пытался пойти на абордаж, никто ничего не делал. За весь бой матросы и узла на веревке не завязали. Даже рулевой меня не слушал, против моих приказов пытался отойти, так что я пригрозил прострелить ему голову. Мастер убеждал людей не идти на абордаж, показывая мне на бочонки с порохом, привязанные к реям галеона. ...Помощник был пьян. ...Они были испуганы, я ничего не мог поделать с их паникой." Конкретных деталей немного - в его "Путешествии" описание чудесных свойств кокосового ореха занимает куда больше места.
В свою очередь, Д.Велб опубликовал "Ответ на опровержение", где прямо заявил, что "причина провала - отсутствие храбрости у командира". Описывая один из предыдущих неудачных боев, он говорил: "..на его обвинения я отвечаю, что никто не покинул свой пост, кроме него самого. За весь бой он не отдал ни одной команды, а прятался на квотердеке за баррикадой из матрасов и подушек, которую велел соорудить. Там он и стоял с фитилем в руке, но даже не потрудился хоть раз выстрелить из орудий квотердека. ..."
Эпизод с "Розарио" тоже освещен подробно. Они сблизились в 10 утра. Галеон ничего не подозревал и салютовал им, приняв за своих. Офицеры предлагали Дампиру ответить на салют, подойти к "Розарио" под испанским флагом и внезапно атаковать, пока те абсолютно не готовы. Но Дампир интеллигентно поднял английский флаг и открыл огонь.
"Как только они поняли, что мы враги, сразу сманеврировали, став на ветер. И, выиграв так время, очистили все палубы от товаров и установили свои орудия. До этого у них были для боя лишь 2 пушки на верхней палубе. Tогда мы хотели встать борт к борту, но капитан был против. Когда боцман приказал рулевому сблизиться, Дампир пригрозил застрелить рулевого, если он это сделает. Мы получили несколько ядер ниже ватерлинии, и один матрос сказал капитану, что мы тонем, и надо идти на абордаж. Вместо этого капитан закричал: "Каноэ! Где каноэ?" и пытался залезть в шлюпку, чтобы спастись. Плотник заделал течи, после чего Дампир приказал уходить, а сам лег спать. Он спал до 7-8 ч. следующего утра, не отдав никаких приказов, только поставил у двери часового, чтобы ему никто не мешал".
Вероятно, противники Дампира преувеличивают. Но ясно одно: на судне царил полный бардак, и команду он не контролировал. Пожалуй, Селкирк был прав - уж лучше робинзонить дальше, чем плавать с таким ботаником.

Автор:  Аличе [ 18-05, 09:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Виднее берег с моря: истории "нашего" времени

В 1815 году англичане заняли необитаемый Остров Вознесения в Атлантическом океане и разместили там военный гарнизон, персонал которого должен был охранять ссыльного Наполеона Бонапарта (о. Святой Елены находится на северо-западе, на расстоянии 1287 километров).
Однако денег на содержание гарнизона в государственной казне не нашлось. Тогда остров переименовали в «Корабль Её Величества «Вознесение», стоящий на рейде» , а всех жителей перевели в матросы.
Так как на флот Англия денег никогда не жалела, средства на содержание "корабля" были выделены более чем оперативно.

В 1881 году острову вернули прежнее имя и статус.

Автор:  Лотта [ 19-05, 00:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Виднее берег с моря: истории "нашего" времени

Главное, нужно было следить, чтобы "Вознесение" ненароком не спровадили в поход :)

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/