Отзыв с дайрей о последнем сериале про Ея.Посмотрела "Великую" от Первого канала, авторства Игоря Зайцева. С его творчеством я уже была знакома и потому были у меня опасения. Которые, к сожалению, полностью подтвердились.
Умеет он снимать ярко, сочно, живо, но... ему катастрофически местами изменяет чувство меры, вкуса, а иногда выносит вообще в какой-то жуткий трэшак.
Так получилось и с "Великой", которую есть за что хвалить и смотреть было не скучно.
Актерский состав подобрался достаточно сильный, и даже в большинстве своем отлично сыграл.
Звезда сериала, безусловно, Шакуров в роли Бестужева. Тут просто нет слов - ни единого фальшивого жеста, ни единой фразы невпопад. Шикарно.
Юлия Снегирь в роли Екатерины пока одно из лучших ее воплощений у нас на экране.
И её, и всех остальных участвовавших в съемках дам очень качественно подогнали под параметры красоты того периода. А потом еще отлично обшили, украсили драгоценностями и загримировали a'la naturel.
Так что на экране в страстях роковых вращались наливные яблочки, а не сушеные воблы с горящими от голода глазами.
В общем, если начинать хвалить актеров - то практически всех. Они выложились на 100%. Вопрос в том, что им зачастую приходилось играть... :facepalm3:
Сюжет склепали из калейдоскопа исторических фактов, анекдотов, а то и просто фантазий авторов. Допустив при этом несколько огромнейших ляпов.
Один из самых значительных - высылка матери Екатерины до свадьбы дочери. Хотя на свадьбе Иоганна присутствовала.
Режиссер вообще довольно свободно обошелся с трактовкой событий, что местами смотрелось не дурно - многочисленные романы Екатерины еще в качестве Великой Княжны и отношения Петра с Елизаветой Воронцовой, а местами от его "видения" реально брала оторопь.
В его интерпретации Орлов до последней серии проходил примерно вот в таком виде.
Тупое, вечно пьяное, казарменное чмо.
Алексей Григорьевич в плане политеса с неба звезд, конечно, не хватал, но сутулым жердяем с манерками конюха тоже точно не был.
Харизма, внутренняя сила характера, в общем все те качества, которые сделали его лидером и любимцем в среде гвардейцев проявились ровно в последние пару серий. Настолько внезапно!, что складывается ощущение - режиссер в тот момент на что-то отвлекался, пока снимали.
И такое ощущение, к сожалению, возникало не раз и не два.
В частности, когда дело касалось истории Петра Федоровича. Была честно предпринята попытка показать его как личность сложную, трагическую даже. И местами удалось. Но вот только что местами. В общем и целом получился какой-то сумбур, в котором Великий Князь мечется из одного состояния в другое без толку, смысла и хоть какой-то последовательности.
Прекрасно сыгранные и сильнейшие по своей сути эпизоды где после "воспитательного часа" у Шувалова Петр ищет утешения у Екатерины, или совершенно чудеснейшая сцена с "оркестром-фонтаном", которая великолепно раскрывает суть характера мужчины-ребенка Петра, сменяются моментами, где Петр ведет себя как недоразвитый или злобно психует без видимых на то причин.
Точно также обошлись и с раскрытием отношений между Петром и Екатериной - попытались объяснить трагедию их отношений, но где-то еще в самом начале потеряли нить собственной мысли и понеслась телега по кочкам.
Ещё одним не менее внезапны по гениальности решением было введение в сюжет вымышленного персонажа - князя Василия Залесского. Некого подобия скрещения французского мушкетера с дружининскими гардемаринами. он еще и тайно служил Бестужеву, ога
Сей добрый молодец влюбился в Екатерину еще в момент ее въезда в Россию, и продолжал любить ее издали, совершая в ее часть подвиги долгие годы. Все время норовя встать в красивую фехтовальную позу, получая при этом кунделей хоть от вечно пьяного Орлова, хоть от собственного денщика с вилами.
В результате, этот вымышленный персонаж много рас спас Россию, лично Екатерину и надежно задвинул из кадра как Орлова с его подвигами, так и Потемкина, который появился на экране аккурат к финалу. Его в прямом смысле слова подобрали на улице Орлов с Залесским и прямо с ходу втянули в заговор против Петра, даже не подумав хоть как-то проверить вахмистера, которого видели первый раз в жизни.
И как будто этого было мало, зрителей ошарашили в финале еще больше - подобранный на улице вахмистер, который по историческим реалиям на десяток лет был младше Екатерины, а в фильме выглядит старше даже Орлова, почему-то лично ведет Екатерину в собор короноваться.
При чем в том же мундире и том же звании, в коих он был пойман Орловым. :facepalm3:
Вообще, вся линия с непотопляемым Залесским придумана, но не продумана. Так как именно он назначен в качестве связующего звена между Екатериной и гвардией, то на этой сюжетной линии эта непродуманность сказывается просто катастрофически. Так, после очередного подвига в честь Екатерины, он мимолетно видит ее и слышит из ее уст слова - а я вас помню! И так раз пять подряд. :facepalm3:
Гвардию вообще набрали из кого попало в массовку. Высоких парней не хватило даже на первый ряд строя. У командира преображенцев нет ни имени, ни звания. Он весь фильм проходил под кодовой кличкой "Командир"! :facepalm3:
Нормальных диалогов в сценах с гвардейцами тоже нет - актеры явно импровизируют на ходу по заданной теме. И это смотрится особенно чудовищно на фоне, допустим, сцен с братьями Шуваловыми, которые блестяще имитируют не ударяясь в перегибы разговорный манер елизаветинской эпохи.
Кстати, о Шуваловых.
Петра Шувалова, оказывается, отравила Екатерина Дашкова. :facepalm3:
Из любви к Екатерине, так сказать. :facepalm3::facepalm3::facepalm3:
С Дашковой режиссер отжег особо.
Мало того, что ее предложение дружбы Екатерине больше всего походило на признание в чувствах юного гопника - ну, Кать, чего ты ломаешься? я - умная, ты - офигеть какая умная, так чего нам время-то зря терять? - так режиссер реализовал свои самые глубокие эротические фантазии в сцене учреждения дамами своего тайного общества.
При чем за игрищами дам в неглиже сначала наблюдал юный Павел, а потом его место у дверной щели занял его учитель Панин.
Но круче всего фантазия режиссера развернулась аккурат после того, как Екатерина фактически захватила власть. Внезапно! её посетили сомнения, потом призрак маменьки это, правда, в очередной раз, а потом она резко перестала понимать ЧТО ЖЕ ЕЙ ДЕЛАТЬ?!?!?!?!
И чуть ли не всем поочередно от призрака маменьки, любезного друга Орлова, Дашковой и напоследок Бестужева пришлось её убеждать в том, что после захвата власти логично стать императрицей.
А она все сомневалась... :facepalm3:
Прям вот вынудили бедняжку на трон взойти!
В общем мраке происходящего, хотя бы с Петром Федоровичем авторы обошлись с уважением - устроили ему героическую гибель на импровизированной дуэли. А не шарфом придавили по пьяному делу.
Смотрится сериал легко, не без интереса. Местами даже историзмом и хорошим кино веет. Но очень уж местами. Второй раз смотреть не буду. Рекомендовать - с кучей оговорок. Но пока это лучшее, что сняли на российском телевидении на историческую тему.
(c)anna-iva