Лет этак восемь назад я впервые в жизни посетила театр. Билет мне подарили на спектакль по одному из моих самых любимых произведений - «Пигмалион» Бернарда Шоу. Тогда, в 2002-м, мои знания об актерском мастерстве ограничивались лишь фильмами по ТВ и сравнениями. Потому и спектакль я оценила на 4+ по 5-бальной шкале и он на самом деле мне тогда понравился. Ставили Б. Шоу в «главном» местном Театре Драмы им. Горького...
Прошло 8 лет. Вновь апрель, на этот раз премьера - спектакль по пьесе Уильяма Гибсона «
Быть или не быть». Вот краткий анонс: «Имя Вильяма Шекспира известно всем и каждому и в представлении не нуждается. Однако реальный факт его существования до сих пор вызывает бурную полемику в литературной среде. Кто он на самом деле и сильно ли отличается от созданного образа? Одна из версий появления великого Шекспира представлена в пьесе замечательного драматурга Уильяма Гибсона «Быть или не быть». На спектакль я шла как слепой котенок - без знания сюжета пьесы, образов главных героев. Потому и оценка спектакля оказалась исключительно эмоциональной.
Расскажу немного о пьесе. Средневековый английский таун и его окрестности. Ночь. Лес. Трое браконьеров радуются добыче, но неожиданно появившийся слуга владельца земли прогоняет их, да еще и получает за это по голове. Утро следующего дня начинается с приезда в город бродячего театра, мечтающего показывать представление перед горожанами. Горожане рады, а вот местный лорд не особо. На главной площади, где собралась толпа зевак и «интересующихся» театральной труппой появляется и главная героиня - Анна, жена Уилла, одного из браконьеров. Сначала между ней и ее знакомым, а потом и самим Уиллом разгорается спор, из которого она узнает об изменах мужа с дочерью трактирщика. А трактир в городе один видимо, там как раз разместились бродячие актеры. И туда же на свидание спешит Уилл. Но не вовремя появившаяся для репетиции труппа прерывает свидание, девушка прячется, а Уилл следит за репетицией и влюбляется в театр. Теперь у него мечта - работать в этой труппе.
Неожиданно в трактир нагрянула Анна - проверяла нерадивого муженька. Однако она еще и дочь трактирщика обнаружила, тогда и завязалась между «дамами» потасовка, прекратившая репетицию. Вечер окончился вновь в лесу, но на этот раз не так счастливо для героев: Уилл, пришедший в лес к своим друзьям-браконьерам неожиданно обнаруживает там свою юную воздыхательницу, примчавшуюся за ним. Но девушка неожиданно попадает в капкан, предусмотрительно поставленный слугой лорда. На этот раз всех браконьеров ловят и заковывают в колодки.
Утро следующего дня начинается вновь на площади, где среди Уилла, его друга браконьера, обнаруживается также предводитель театра Кэмп. Приходит лорд и начинает выяснять причастность каждого к событиям ночи. Стоит добавить, что помимо самого Уилла, очень активную жизнь ведет Анна - она пытается добиться хорошей рекомендации для мужа в школу на должность учителя - у них трое детей - старшей Сьюзи уже 7 лет, а младшие близнецы еще грудные дети. Но Уиллу неймется - он не хочет быть учителем, не хочет быть кожевником как его отец и брат. Зато он пишет насмешливый стишок в адрес лорда, за что последний и награждает автора-остряка 12-ю плетьми, да еще и мораль читает по поводу должности учителя.
Последняя массовая сцена - публичный суд на площади - как никак, но пострадала девушка. Актера Кэмпа лорд приговаривает к изгнанию из города плетьми, браконьеру обещают отрубить руку (с намеком, что у того есть несколько часов, чтобы убраться из города), а Уилла сначала хотят выгнать из города, но потом признают, что он незаурядный парень и позволяют остаться. Анна, которая стояла на коленях, моля о пощаде мужа, счастлива. Все рады удачному исходу. Только Уилл недоволен. Он решает уйти вслед за бродячей труппой. Ни мольбы Анны, ни мольбы дочери не останавливают его. Они лежат у него в ногах, но он перешагивает через них и уходит. На этом пьеса заканчивается.
В роли Уилла заявлены два артиста - Станислав Слободянюк и Алексей Сухоручко, на роль Анны также вде актрисы - Мария Грачева и Екатерина Журавлева. Про Уилла есть подозрение, что премьеру играл С. Слободянюк, а про Анну уверена - Мария Грачева. Их игра - небо и земля. Грачева и ее Анна - единственные, кто заслуживал внимания и аплодисментов. Она проживала свою роль на сцене, весь трагизм ее героини был ощущался на протяжении всего спектакля. И как антипод - Уилл и исполнитель его роли, который может и пытался, но очень слабо, передать метания своего героя, его трагедию. Трагедии Уилла не было, это была трагедия Анны... Остальные актеры, занятые в спектакле не заслужили даже упоминания - они не первый год в театре, судя по их послужному списку, но на сцене себя ведут как на репетиции - нет игры, есть простое выполнение своих обязанностей.
Мария Грачева - Анна
Теперь перейду к другому спектаклю, на котором мне удалось побывать в пятницу. «
Отцы и дети» по Тургеневу ставили в Краснодарском Молодежном театре. Молодежный он не только потому, что там играют молодые артисты, но и возраст у него молодой - всего 19 лет. В городе об этом театре говорят только хорошо, даже отлично. Многие его хвалят, советуют там побывать и приходят на некоторые спектакли по несколько раз. Узнала я об этом театре еще в годы учебы, но все не было времени попасть туда, при стоимости билетов всего 150р. Этот поход был планируемым, да еще и по контрамаркам (как и в Театр Драмы).
Думаю, что все помнят сюжет «Отцов и детей» и главных героев - Базарова и Кирсанова. Именно это произведение Тургенева я больше всего не любила и не понимала в школе. Тонкостей развития сюжета я не помнила, хотя слова «нигилист» запомнились крепко. Поэтому и смотреть спектакль начинала с предубеждением, что он мне не особо понравится, как и само произведение. Но как я ошибалась! Если книжного Базарова я ненавидела, то в театрального Базарова можно просто влюбиться. Кирсанов в начале спектакля пресен, но после входит в роль и уже не вызывает вопросов. Отец Кирсанова - по игре, интонациям и даже внешности очень напомнил Виталия Коваленко (Напа), - думаю, это случайность, потому как не было ни фальши, ни наигранности в его образе. Одинцова (роковая любовь Базарова) была интересна, но все же женские образы сильно уступали мужским. Дядя Кирсанова был очень хорош - ощущение, что артист играл сам себя. Весь спектакль был выдержан стиль эпохи. Правда есть ложка дегтя в этот мед - артисты показывали уездный бал, но танцевать они не умеют. Мужчины прыгали в мазурке как козлики, а у девушек не хватало стати для придания своим героиням эпохи 19-го века. Это заметила не одна я, но и другие зрители (о чем делились с друзьями). Но пожалуй это единственная клякса, которую могут исправить только хореограф и режиссер.
Еще отмечу родителей Базарова, особенно отца. Тронула его игра. Когда Базаров умирал, я не смогла сдержать слез. Это было действительно сильно. И ведь актеры помогли мне пересмотреть отношение к этому произведению. Все приходит в свое время и я рада, что в пятницу «Отцы и дети» раскрылись для меня в полной мере. Спасибо за это артистам и их игре!
И небольшая техническая справка - зал театра очень маленький. Зрители сидят на стульях по обе стороны сцены. А если быть точной, то сцена - это пол, а по бокам от сцены по 7 возвышающихся рядов (по 15 мест в каждом). Кулис нет - актеры входят и выходят в те же двери, куда заходят зрители. Даже на 7-м ряду со своей близорукостью я могла видеть лица актеров, их глаза, мимику. Основные зрители - молодежь от 15-16 и старше, чему я немало удивилась. В зале всего 10 пустых мест, думаю, что это обычное наполнение зала.
А теперь фото артистов и фотографии из спектакля.
Базаров - Илья Сердюков
Аркадий Кирсанов - Алексей Замко
Отец Базарова - Дмитрий Морщаков
Отец Аркадия - Иван Чиров
Слуга Петр - Дмитрий Крамарь (фактически - эпизодическая роль слуги, вечно роняющего предметы или паясничающего, но очень позитивный образ, не могла не отметить)
Фото из спектакля (1 - Базаров, 2 - отец и сын Кирсановы, 3 - родители Базарова, 4 - Базаров и Одинцова)