Напоминаю.
Отчет о посещении выставки в Историческом музее «1812. Мир и Война».
Участники: Лотта, Север.
Иллюстрации отсутствуют по уважительной причине. Будем надеяться, что Шиповничек до 01 марта нынешнего года восполнит дефицит фотоматериала. ))))
Итак, по порядку. Благо на дворе нынче стоял будний день, в зале выставки людей было мало, и это обстоятельство не могло не оказать благотворного влияния на расположение нашего духа – мы повеселились от души! Бабушки были культурны, сонливы и умилительны. Взгляд их выражал одно: «Боже, какая культурная молодежь пошла!» Говоря короче, ни что не помешало нашему сегодняшнему приятному времяпрепровождению. Не сколько не женируясь, мы смеялись, хихикали и ухохатывались от души, никто нам и слова не сказал против. Мы сыпали просто Сашей, Напой, Костиком, как будто говорили о старых знакомых, и никто ни разу не посмотрел на нас как на сумасшедших. Видимо, не одни мы такие посещали эти культурные места.
Теперь ближе к делу, бишь отчету.
Затоварившись календариками, посвященными выставке, мы разоблачились и прошли в зал. Первыми экспонатами, с которыми мы ознакомились, были англицкие гравюры на Сашу и Бони. Мы были поражены внешним видом подбородка и тяжеловесной задней фактурой Саши. Не успев ахнуть, мы чуть не присели оттого, что увидели Костика, изображенного примерно в таком же ракурсе, что и его брат с крепким задним тылом. Дальше больше – над нашим монархом была гравюра, портрет Дениса Давыдова, «черный капитан», как означил его англицкий автор, был и в самом деле черен до безобразия и видом напоминал одичавшего, вышедшего из лесов партизана на такой же как и он одичалой лошади. Бакенбарды застилали щеки Дениса Васильевича густейшим волосяным покровом «аля Безруков-Пушкин», а за его спиной маячили еще более одичалые собратья крестьянского вида. Махнув рукой и снисходительно выговорив: «Англичане, что с них взять. Они к нам неравнодушны. Это черный пиар», мы пошли дальше, предвкушая встречу с Сашей более пристойного вида прежде нам явленного. Боже, как мы заблуждались … Нас ждала иная долгая и весьма удивительная встреча с прекрасным, но об этом позже. Следующие гравюры были еще более колоритны, чем предыдущие. Одни казаки и башкиры на биваке в предместье Гамбурга чего стоили. Вот оно татаро-монгольское иго посреди Европы, поразительный восточный колорит в сердце вялотекущей западной цивилизации.)))) Гравюры «Казаки на Елисейских полях», «Башкиры на биваке в Париже» достойны фото запечатления. Вообразите палаточный лагерь, дух восточного базара, чинно расхаживающих подле палаток напамаженных любопытствующих французов, и вы не ошибетесь в своих ощущениях. Сие произведение воскрешает в памяти палатку Моабад-хана в Петербурге. Вообще, о гравюрах, посвященных казакам, особое слово. На выставке представлены немецкие, французские, англицкие, все из частных коллекций, и большая часть из них, имхо, носит болезненно-гипертрофированный карикатурный характер: галантный казак-чудовище, казак-гвардеец в бомжеватых лохмотьях и прочая и прочая. Изображения Саши – отдельная песня.
Но впрочем, дальше.
Черный англицкий пиар, словно иллюминатский Р.Скотт, продолжал нас преследовать, повергая во все новое возмущение и негодование. Против друг друга висели две гравюры Саши и Напы, принадлежащие руке, кажется, одного и того же творца, но какое различие политического свойства в них было. Почти что камерный портрет Напы: острые черты лица, мужественный подбородок, царственный ястребиный взор и до блеска начищенные сапоги, фон отсутствует. Супротив него гравюра с Сашей. Император стоит на фоне Петропавловской крепости странного вида, со шпилем высотой примерно по его колено, и крестьянина с обозом. Слева от Саши изображен … нет, не Зимний дворец, а сарай. Не то сарайчик, не то банька, не пойми зачем и отчего. Но что более всего возмутило наши души, это Сашины ноги, особливо колени, вернее их чашечки. Они были остры и торчали точно у хромой и кривой кобылы. Сапоги были до неприличия коротки, и потому не прикрывали ущербных колен. В общем, не монарх, а этакий кривой мальчик, стоящий над недосотворенной по уму крестьянской отчизной. Мы были в шоке. Удивление вызвал и «Вход в Париж». Он показался нам весьма скромным, ибо весь вход составлял 25 персон офицеров. Мы нервно хихикнули и двинулись дальше. И вот новая горечь обиды – «Союз Большой Пятерки» англицкого художника, и естественно на первом плане Георг Третий. Саша изображен где-то слева, в бледных тонах, с престраннейшим и задумчивым напечатленим на лице. Мы малость загрустили, но далее нас поджидала та самая, вышеупомянутая встреча с прекрасным, щедрое вознаграждение за все наши муки и обиды. Экспонаты, принадлежащие 1912 году бишь сотворенные к 100-летию 1812 года. И на всех ….. кто бы вы думали … Император Александр? Как бы ни так! Ситуайен Бонапарте!
Наполеон как бренд.
В 1912 году капитализм уже набрал обороты и предприимчивость находит себе оригинальное применение в духе нашей современности. Вероятно, бизнесмены тех времен решили, что народ императором Александром не удивить, стало быть с таким захудалым брендом приличной прибыли не выручить, а вот Наполеон это другое дело. Так и стал Напа брендом начала 20 века. Вообразите, Напа на всех предметах быта, коврах, одеялах. Напа на стеклотаре: на тарелках, бутылках, стаканах, чашках и блюдцах. Напа на конфетных коробках для карамелек и монпасье. Напа-ваза. Напа-копилка с дыркой в голове. Напа-соусница. Напа-папиросы. Напа-сливочница. Напа-пепельница. Напа-сухарница. Напа на зубе кашалота. Напа на десертных лопатках. Напа-чернильница, та самая гробница Наполеона с его трупиком на дне, которую мы видели в Коломенском, и которая была частью письменных принадлежностей Александра.
Теперь на место недоумения и задумчивости заступили радость и восторг. Мы смеялись от души.
- Набор Напа из 10 открыток. Этакий паззл на современный манер, в центре которого Бонапарте.
- Карамель высшего качества Динг и Ко. Карамель «Кутузов», «Совет в Филях», «Напа в Кремле», «Бегство Напы» + всевозможные коробочки для монпасье.
- Загадочная тарелка «Наполеон и четыре женщины», одна из которых очень похожа на убиенную во времена террора принцессу Ламбаль.
- Ковер ворсовый в зеленых тонах фабрики Завидово «Совет в Филях» с Кутузовым о двух глаз. Причем Кутузову в 1912 году повезло неимоверно, он везде изображен с целехоньким правым глазом.
- Одеяло хлопчатобумажное ткачества двустороннего «Наполеон»
- Ковер фабрики Завидово «Наполеон смотрит на пожар Москвы»
- Стакан деревянный «Наполеон в ссылке» с резьбой
- Эскизы этикеток «Совет в Филях», «Наполеон», «Кутузов», «Александр».
Куда клеились эти этикетки, выяснить не удалось.
- Папиросы Наполеон 10 штук (6 копеек за пачку)
- графин для ликера с Напой есесно
- бутылка винная Наполеон
- подвеска с секретом в виде пушки с миниатюрной фигуркой Наполеона на пружине «Он бросил вызов вселенной»
- булавка для галстука с посмертной маской Наполеона
- Коробка для парфюмерного набора «ВСТРЕЧА НАПОЛЕОНА С ГРЕНАДЕРОМ»
- Бутылка для водки под названием «ГОРЬКАЯ НАПОЛЕОНОВСКАЯ СЛЕЗКА» фирмы Синошина и Смородинова
- Стакан для конфет Товарищества паровой фабрики Эйнем с портретами Наполеона, Кутузова и Александра
- Коробка для конфет «СВЕТЛЕЙШИЙ КНЯЗЬ КУТУЗОВ»
- Фарфоровая пластина «Наполеон в зимней одежде».
(гравюра Напа-Морозова-Сов.полярник, вывешенная в нашей Картинной галерее)
Император Александр представлен на выставке скудно и до неприличия мало. Наличествуют тарелки с его изображением, с десяток миниатюрных портретов, портрет Саши Дж.Доу. Около пяти картин батальных сцен из частных коллекций, прежде до революции находившихся в коллекциях Николая и Михаила Павловичей.
Финал уморительный
Всласть насмеявшись над Напой, изучив коллекцию миниатюр и огромное серебряное яйцо, мы направились к выходу. Нам оставалось взглянуть но одну лишь витрину с парой милых чашечек и блюдечек. И вот на одной чашечке мы видим. Некий человек в красном кафтане держит в руке милый голубой цветочек. Он протягивает его Напе.
Подпись: «КАЗАК, ПОДНОСЯЩИЙ НАПОЛЕОНУ НЕЗАБУДКИ. Германия. 1812-1815»
Мы повеселились от души!)))))))))))))
_________________ Все чудесатее и страньшее ...
|